Сотрудничество с родителями. Проектная деятельность в детском саду
Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остаётся актуальным вопросом для детских садов. Сотрудничество между семьей и детским садом строятся на доверии. А взаимное доверие возникает в результате эффективного обмена информацией, необходимо установить активный, непрерывный, гибкий и позитивный обмен информацией с родителями наших воспитанников.
Один из аспектов этого вопроса – поиск действенных путей сотрудничества, в равной степени необходимого как педагогам, так и родителям. Родителям – для того, чтобы научиться понимать мир своего ребёнка, педагогам – чтобы эффективнее оказывать в этом помощь родителям. И сегодня речь идет уже не просто об обмене информацией между родителями и педагогами детских садов о развитии, успехах и трудностях ребёнка.
Цель работы ДОУ с семьей – создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями, вовлечение семьи в единое образовательное пространство, установление доверительных, партнерских взаимоотношений с родителями.
Задачи взаимодействия с родителями: работать в тесном контакте с семьями воспитанников, активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, их педагогические компетенции в вопросах воспитания детей..
В нашем дошкольном образовательном учреждении нами используются такие формы сотрудничества с родителями, которые позволяют вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка. Широкое распространение сейчас получают интерактивные формы работы с родителями, когда они становятся непосредственными участниками образовательной деятельности, активными участниками выставок и конкурсов, праздников, экскурсий выходного дня, развлечений , соревнований, а также проектной деятельности.
Метод проектов возник достаточно недавно. Его называли также методом проблем, и он привлек внимание русских педагогов еще в начале ХХ века.
Проект (от лат. projectus – брошенный вперёд, выступающий, выдающийся вперёд) – это пакет документов, обеспечивающих реализацию определенных планов, достижение поставленной цели.
Метод проекта – это способ достижения дидактической цели через детальную проработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым, практическим результатом. На современном этапе проект – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств. Таким образом, метод проектов – это педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Это один из интерактивных методов современного обучения.
Вовлечение родителей в этот процесс имеет очень большую ценность:
- становясь активными участниками процесса обучения своих детей, мамы и папы чувствуют себя «хорошими родителями», поскольку вносят свой вклад в обучение и приобретают все новые умения;
- у родителей формируется более высокая оценка достижений своих детей и гордость за них;
- развивается более глубокое понимание процесса обучения детей дошкольного возраста;
- возможность закрепления знаний, получаемых в детском саду с помощью занятий дома.
Что же ребёнок познаёт из общения с родителями, совместного участия в делах, наблюдений за действиями членов семьи?
- участие родителей в совместных с ребёнком делах доставляет детям особое удовольствие, благоприятствует их успехам;
- расширяет социальный опыт ребёнка и дает положительные модели для подражания;
- дети начинают относится к родителям, как к источнику знаний и опыта.
А у нас, педагогов, появляется возможность понять, как родители мотивируют своих детей, увидеть, как мамы и папы помогают своим малышам решать задачи; возможность использования знаний и интересов родителей в процессе занятий с детьми. В процессе совместного обучения детей возникает доверие к воспитателям и другим сотрудникам детского сада; родители обучаются видам деятельности, которыми можно с удовольствием заниматься с детьми дома.
Активное включение воспитанников и их родителей в создание тех или иных проектов дает возможность осваивать новое, не на тех знаниях, которые когда-нибудь в будущем пригодятся, а на том, что остро необходимо ребенку, родителю сегодня, в проблемах реальной жизни.
На сегодняшний день проект получает всё более широкое распространение в дошкольных учреждениях. Метод проектов способствует развитию самостоятельности мышления, а также помогает ребёнку сформировать уверенность в собственных возможностях. Он предусматривает такую систему обучения, когда дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических заданий. Это обучение через поисково-познавательную деятельность, которая направлена на результат, который получается при решении какой-либо проблемы. Метод проектов позволяет воспитать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности, а также способствует развитию целеустремлённости, настойчивости, учит преодолевать проблемы, возникающие по ходу дела, а главное умению общаться со сверстниками и взрослыми, повышает авторитет ребёнка перед сверстниками и собственную самооценку.
Для метода проектов характерна групповая деятельность. Таким образом, метод проектов становится способом организации педагогического процесса, основного на взаимодействии педагога, родителей и воспитанников между собой и окружающей средой.
Формы участия родителей в проектной деятельности:
I. Мотивационная поддержка – показать собственную заинтересованность к теме реализуемого проекта.
II. Информационная поддержка – родители выступают источником информации для ребёнка, помощником в поиске нужной информации по теме проекта.
III. Организационная поддержка – сопровождение детей в музей, библиотеку, экскурсии и т. д. Помощь в организации праздников, выставок в рамках проекта, участие в конкурсах, соревнованиях и т.д.
IV. Техническая поддержка – фото- и видео- съёмка, монтаж материалов, составление презентаций.
Темы проектов могут быть самими различными, однако темы, основанные на интересах детей, обеспечивают лучшую мотивацию и более успешное обучение.
Результаты каждого проекта обсуждаются вместе со всей группой «Что мы узнали?» , "Как мы это сделали?», «Кто нам помог?».
Можно задать детям следующие вопросы:
- Кто узнал что-то новое для себя?
- Узнали ля вы что-нибудь, чего не знали раньше?
- Узнали ли вы что-нибудь, что вас удивило?
- Какое из занятий в проекте понравилось вам больше всего?
По результатам реализации проекта педагог принимает решение об улучшении и расширении таких проектов в будущем.
Выделяют три основных вида проектной деятельности: творческие, исследовательские и информационные – каждый из которых обладает своими особенностями, структурой и характерными этапами реализации.
Каждый из видов проека носит индивидуальный характер и способствует вовлечению ближайшего окружения ребёнка в сферу его интересов.
Такого рода проекты предполагают создание ситуации, в ходе которой ребёнок самостоятельно приходит к формулировке исследовательской задачи.∙
Педагог создаёт проблемную ситуацию для всех детей, а затем наблюдает за деятельностью детей и выявление сферы интересов каждого ребёнка. Создаётся особая ситуация, которая помогает ребёнку сформулировать исследовательскую задачу и привлечь родителей для создания проекта.∙
Особенность заключается в том, что родители помогают ребёнку, направляют его, мотивируют, но организатором деятельности является ребёнок. Важно, чтобы инициатива осталась за ребенком.
Далее, совместно с родителями и педагогом, другими ребятами или всей группой организуется итоговое мероприятие, презентация проекта.
В ходе творческой проектной деятельности создаётся новый творческий продукт. Он осуществляется коллективно или совместно с родителями.
Проекты не только обогащают дошкольников знаниями, но и стимулируют их познавательную активность.
Проект: «Внедрение принципов гендерной педагогики в разнополой группе детского сада»
Анализ деятельности воспитателя по проекту гендерного воспитания
Проект "Знакомство с народными традициями и обычаями"
Проект "Украсим Землю цветами"
Проект "Мой любимый детский сад"
Проект "Мы в ответе за тех, кого приручили"
Проект "Мы жители планеты Земля"