Меню сайта

Сотрудничество с родителями. Проектная деятельность в детском саду

Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остаётся актуальным вопросом для детских садов.  Сотрудничество  между семьей и детским садом строятся на доверии. А взаимное доверие  возникает в результате эффективного обмена информацией, необходимо установить активный, непрерывный, гибкий и позитивный обмен информацией с родителями наших воспитанников.

Один из аспектов этого вопроса – поиск действенных путей сотрудничества, в равной степени необходимого как педагогам, так и родителям. Родителям – для того, чтобы научиться понимать мир своего ребёнка, педагогам – чтобы эффективнее оказывать в этом помощь родителям. И сегодня речь идет уже не просто об обмене информацией между родителями и педагогами детских садов о развитии, успехах и трудностях ребёнка.

Цель работы ДОУ с семьей – создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями, вовлечение семьи в единое образовательное пространство, установление доверительных, партнерских взаимоотношений с родителями.

Задачи взаимодействия с родителями: работать в тесном контакте с семьями воспитанников, активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, их педагогические компетенции в вопросах воспитания детей..

В нашем дошкольном образовательном учреждении нами используются такие  формы сотрудничества с родителями, которые позволяют вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка. Широкое распространение сейчас получают интерактивные формы работы с родителями, когда  они становятся непосредственными участниками образовательной деятельности, активными участниками выставок и конкурсов, праздников, экскурсий выходного дня, развлечений ,  соревнований, а также проектной деятельности.

Метод проектов возник достаточно недавно. Его называли также методом проблем, и он привлек внимание русских педагогов еще в начале ХХ века.

Проект (от лат. projectus – брошенный вперёд, выступающий, выдающийся вперёд) – это пакет документов, обеспечивающих реализацию определенных планов, достижение поставленной цели.

Метод проекта – это способ достижения дидактической цели через детальную проработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым, практическим результатом. На современном этапе проект – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств. Таким образом, метод проектов – это педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Это один из интерактивных методов современного обучения.

Вовлечение родителей в этот процесс имеет очень большую ценность:

  • становясь активными участниками  процесса обучения своих детей, мамы и папы чувствуют себя «хорошими родителями», поскольку вносят свой вклад в обучение и приобретают все новые умения;
  • у родителей формируется более высокая оценка достижений своих детей и гордость за них;
  • развивается более глубокое понимание процесса обучения детей дошкольного возраста;
  • возможность закрепления знаний, получаемых в детском саду с помощью занятий дома.

Что же ребёнок познаёт из общения с родителями, совместного участия в делах, наблюдений за действиями членов семьи?

  • участие родителей в совместных с ребёнком делах доставляет детям особое удовольствие, благоприятствует их успехам;
  • расширяет социальный опыт ребёнка и дает положительные модели для подражания;
  • дети начинают относится к родителям, как к источнику знаний и опыта.

А у нас, педагогов,  появляется возможность понять, как родители мотивируют своих детей, увидеть, как мамы и папы помогают своим малышам решать задачи; возможность использования знаний и интересов родителей в процессе занятий с детьми. В процессе совместного обучения детей возникает доверие к воспитателям и другим сотрудникам детского сада; родители обучаются видам деятельности, которыми можно с удовольствием заниматься с детьми дома.

Активное включение воспитанников и их родителей в создание тех или иных проектов дает возможность осваивать новое, не на тех знаниях, которые когда-нибудь в будущем пригодятся, а на том, что остро необходимо ребенку, родителю сегодня, в проблемах реальной жизни.

На сегодняшний день проект получает всё более широкое распространение в дошкольных учреждениях. Метод проектов способствует развитию самостоятельности мышления, а также помогает ребёнку сформировать уверенность в собственных возможностях. Он предусматривает такую систему обучения, когда дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических заданий. Это обучение через поисково-познавательную деятельность, которая направлена на результат, который получается при решении какой-либо проблемы. Метод проектов позволяет воспитать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности, а также способствует развитию целеустремлённости, настойчивости, учит преодолевать проблемы, возникающие по ходу дела, а главное умению общаться со сверстниками и взрослыми, повышает авторитет ребёнка перед сверстниками и собственную самооценку.

Для метода проектов характерна групповая деятельность. Таким образом, метод проектов становится способом организации педагогического процесса, основного на взаимодействии педагога, родителей и воспитанников между собой и окружающей средой.

Формы участия родителей в проектной деятельности:

I. Мотивационная поддержка – показать собственную заинтересованность к теме реализуемого проекта.

II. Информационная поддержка – родители выступают источником информации для ребёнка, помощником в поиске нужной информации по теме проекта.

III. Организационная поддержка – сопровождение детей в музей, библиотеку, экскурсии и т. д. Помощь в организации  праздников, выставок  в рамках проекта, участие в конкурсах, соревнованиях и т.д.

IV. Техническая поддержка – фото- и видео- съёмка, монтаж материалов, составление презентаций.

Темы проектов могут быть самими различными, однако темы, основанные на интересах детей, обеспечивают лучшую мотивацию и более успешное обучение.

Результаты каждого проекта обсуждаются вместе со всей группой «Что мы узнали?» , "Как мы это сделали?», «Кто нам помог?».

Можно задать детям следующие вопросы:

  • Кто узнал что-то новое для себя?
  • Узнали ля вы что-нибудь, чего не знали раньше?
  • Узнали ли вы что-нибудь, что вас удивило?
  • Какое из занятий в проекте понравилось вам больше всего?

По результатам реализации проекта педагог принимает  решение  об улучшении и расширении  таких  проектов  в будущем.

Выделяют три основных вида проектной деятельности: творческие, исследовательские и информационные – каждый из которых обладает своими особенностями, структурой и характерными этапами реализации.

Каждый из видов проека носит индивидуальный характер и способствует вовлечению ближайшего окружения ребёнка в сферу его интересов.
Такого рода проекты  предполагают создание ситуации, в ходе которой ребёнок самостоятельно приходит к формулировке исследовательской задачи.∙

Педагог создаёт проблемную ситуацию для всех детей, а затем наблюдает за деятельностью детей и выявление сферы интересов каждого ребёнка. Создаётся особая ситуация, которая помогает ребёнку сформулировать исследовательскую задачу и привлечь родителей для создания проекта.∙

Особенность заключается в том,  что родители помогают ребёнку, направляют его, мотивируют,  но организатором деятельности  является ребёнок. Важно, чтобы инициатива осталась за ребенком.

Далее, совместно с родителями  и педагогом, другими ребятами или  всей группой организуется итоговое мероприятие, презентация проекта.

В ходе творческой проектной деятельности создаётся новый творческий продукт. Он осуществляется коллективно или совместно с родителями.

Проекты не только обогащают дошкольников знаниями, но и стимулируют их познавательную активность.

Проект: «Внедрение принципов гендерной педагогики в разнополой группе детского сада»

Анализ деятельности воспитателя по проекту гендерного воспитания

Проект "Все профессии нужны"

Проект "Знакомство с народными  традициями и обычаями"

Проект Этот День Победы

Проект "Украсим Землю цветами"

Проект "Мой любимый детский сад"

Проект "Мы в ответе за тех, кого приручили"

Проект "День Земли"

Проект "Мы жители планеты Земля"