Положение о развивающей предметно - пространственной среде МДОУ "Детский сад № 12"
Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда в дошкольном образовательном учреждении обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства групп, участков и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
Развивающая предметно-пространственная среда групп, участков обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста), как в малых группах, так и в группах в целом, в двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Развивающая предметно-пространственная среда (дошкольной группы, участка) обеспечивает:
● реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательном процессе;
● в случае организации инклюзивного образования необходимые для него условия;
● учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.
Развивающая предметно-пространственная среда групп содержательно насыщена, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна.
1) Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство групп, участков оснащено средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходными, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификой Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) обеспечивают:
● игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
● двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
● эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
● возможность самовыражения детей.
2) Трансформируемость пространства групп предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
3) Полифункциональность материалов предполагает:
● возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.;
● наличие в группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.
4) Вариативность среды предполагает:
● наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
● периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5) Доступность среды предполагает:
● доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательный процесс;
● свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, посещающих группу, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
Организация развивающей среды в ДО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование.
Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой деятельности, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.
Имеются материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Для развития творческого замысла в игре девочкам предложены предметы женской одежды, украшения, банты, сумочки, зонтики и т. п.; мальчикам – инструменты для работы, детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки, различные виды конструктора. Имеется большое количество подручных материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек, которые творчески используются для решения различных игровых проблем).
В группах старших дошкольников находятся так же различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособия с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалы, отражающие школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников – старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу.
Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей, которые в группах распределены с учетом возрастных особенностей и интересов детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.
Зелёные уголки есть в каждой группе – с различными видами растений, с огородами на окне для выращивания рассады овощей и цветов для клумб на участках и территории детского сада.
Созданы условия для знакомства детей с русским народным творчеством и фольклором. Для поддерживание интереса к народной культуре страны оформлена «Русская изба» с передвижным макетом печки, собраны экспонаты старинной кухонной утвари, прялка, образцы народного рукоделия. Здесь же дети знакомятся с изменениями условий жизни человека.
Имеющийся в дошкольном учреждении спортивные зал оборудован разнообразным спортинвентарем, что позволяет сделать физкультурные занятия более интересными и разнообразными с целью выполнения поставленными образовательными программами задач. Также на территории есть спортивная площадка для проведения для занятий физической культурой, гимнастики, спортивных праздников, досугов и развлечений на улице, различных спортивных мероприятий и праздников.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО развивающая среда в спортивном зале так же разнообразна, динамична, эстетична, полифункциональна, привлекательна и безопасна. Заниматься с инвентарем имеют возможность все воспитанники, даже при наличии ограниченных возможностей здоровья.
Для художественно-эстетического развития детей в ДОУ оборудован кабинет изостудии, образовательная деятельность также проводится в групповых комнатах во торой половине дня.
Изостудия создана:
- для проведения специально организованных занятий с детьми дошкольного возраста по изобразительной деятельности;
- для развития творческих способностей детей дошкольного возраста;
- для организации дополнительного образования детей через индивидуальную и кружковую работу;
- для оказания методической помощи педагогам в освоении новых подходов и технологий в работе с детьми по художественно – эстетическому направлению деятельности;
- для педагогического просвещения родителей воспитанников в вопросах детского творчества и его значимости.
- элементы детского творчества используются в оформлении детского сада
В центрах изодеятельности в группах дети работают самостоятельно; материал для творчества обновляется в соответствие с лексической темой или темой проекта. Постоянно функционирует выставка детских работ.
Музыкальный зал в ДОУ предназначен для решения задач музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста
Музыкальный зал в детском саду – это, своего рода, визитная карточка детского сада. Здесь проходят не только занятия с детьми, но и всевозможные праздники, развлечения и другие мероприятия для детей, сотрудников и родителей. Поэтому здесь, как и в любом помещении детского сада, крайне актуальны требования СанПиНов и соблюдение правил противопожарной безопасности.
Музыкальный зал оснащен необходимыми материалами и пособиями (музыкальными инструментами (для детей), дидактическими пособиями и игрушками) для проведения музыкальных занятий. Имеется рояль, музыкальный центр, мультимедийный проектор и интерактивная доска , светодиодный прибор для световых эффектов. В музыкальном зале имеются различного размера ширмы для показа кукольных спектаклей, как детьми, так и взрослыми.
Внедрение инновационных технологий и средств ИКТ ( ноутбуки, проекторы, интерактивная доска, музыкальные центры) позволило сделать образовательный процесс более динамичным, увлекательным, интересным и разнообразным. Ноутбуками оснащены все группы детского сада, проведена сеть Интернет. В нескольких группах имеется проектор и стационарный экран.
Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда в нашем ДОУ является одним из основных средств формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.