Меню сайта
Оборудование ДОУ
Материально-техническое оснащение и развивающая  предметно – пространственная  среда

Положение о развивающей   предметно - пространственной среде МДОУ "Детский сад № 12"

Среда, окружающая детей в детском  саду №12, обеспечивает безопасность их жизни, способствует укреплению  здоровья, стимулирует развитие; созданы условия для самостоятельного активного и целенаправленного действия детей.
В  детском саду функционируют:
- кабинет заведующей
- методический кабинет
- медицинский кабинет
- процедурный кабинет
- изолятор
- музыкальный и спортивный залы
- изостудия
- групповые помещения с учетом возрастных особенностей детей
- кабинет учителя-логопеда и педагога- психолога
- «Русская  изба»
- уголок живой природы     
- спортивная площадка
- участки для игр детей
- помещения, обеспечивающие быт

Образовательная среда  – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда  в дошкольном образовательном учреждении обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства групп, участков и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Развивающая предметно-пространственная среда групп, участков обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста), как в малых группах, так и в группах в целом,  в двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

 Развивающая предметно-пространственная среда  (дошкольной группы, участка) обеспечивает:

 ● реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательном процессе;

● в случае организации инклюзивного образования необходимые для него условия;

● учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

   Развивающая предметно-пространственная среда  групп содержательно насыщена, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна.

1) Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство групп, участков оснащено средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходными, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификой Программы).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) обеспечивают:

● игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

● двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

● эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

● возможность самовыражения детей.

2) Трансформируемость пространства групп предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

3) Полифункциональность материалов предполагает:

 ● возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.;

● наличие в группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.

4) Вариативность среды предполагает:

 ● наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

● периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5) Доступность среды предполагает:

 ● доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательный процесс;

● свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, посещающих группу, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

Организация развивающей среды в ДО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование.

Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой деятельности, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

 Имеются  материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Для развития творческого замысла в игре девочкам предложены предметы женской одежды, украшения, банты, сумочки, зонтики и т. п.; мальчикам – инструменты для работы,  детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки, различные виды конструктора. Имеется большое количество подручных материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек, которые творчески используются для решения различных игровых проблем).

  В группах старших дошкольников находятся так же различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособия с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалы, отражающие школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников – старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу.

Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей, которые в группах распределены  с учетом возрастных особенностей и интересов детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.

Зелёные уголки есть в каждой группе – с различными видами растений, с огородами на окне для выращивания рассады овощей и цветов для клумб на участках и территории детского сада.

Созданы условия для знакомства детей с русским народным творчеством   и фольклором. Для поддерживание интереса к народной культуре страны оформлена  «Русская изба» с передвижным макетом печки, собраны экспонаты старинной кухонной утвари, прялка, образцы народного рукоделия. Здесь же дети знакомятся с изменениями условий жизни человека.

Имеющийся в дошкольном учреждении  спортивные зал оборудован разнообразным спортинвентарем, что позволяет сделать физкультурные занятия более интересными и разнообразными с целью выполнения поставленными образовательными программами задач. Также на территории  есть спортивная площадка для проведения для занятий физической культурой,  гимнастики, спортивных праздников, досугов и развлечений на улице,  различных спортивных мероприятий и праздников.

В соответствии с требованиями ФГОС  ДО развивающая среда в спортивном зале так же  разнообразна, динамична, эстетична, полифункциональна, привлекательна и безопасна. Заниматься с инвентарем имеют  возможность все воспитанники, даже при наличии ограниченных возможностей здоровья.

Для художественно-эстетического развития детей в ДОУ оборудован кабинет изостудии,  образовательная деятельность также проводится в групповых комнатах во торой половине дня.

Изостудия создана:

- для проведения специально организованных занятий с детьми дошкольного возраста по изобразительной деятельности;

- для развития творческих способностей детей дошкольного возраста;

- для организации дополнительного образования детей через индивидуальную и кружковую работу;

- для оказания методической помощи педагогам в освоении новых подходов и технологий в работе с детьми по художественно – эстетическому направлению деятельности;

- для педагогического просвещения родителей воспитанников в вопросах детского творчества и его значимости.

-  элементы детского творчества используются в оформлении детского сада

В центрах  изодеятельности в группах дети работают самостоятельно; материал  для творчества обновляется в соответствие с лексической темой или темой проекта.  Постоянно функционирует выставка детских работ.

Музыкальный зал в ДОУ предназначен для решения задач музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста

Музыкальный зал в детском саду – это, своего рода,  визитная карточка детского сада. Здесь проходят не только занятия с детьми, но и всевозможные праздники, развлечения и другие мероприятия для детей, сотрудников и родителей. Поэтому здесь, как и в любом помещении детского сада, крайне актуальны требования СанПиНов и соблюдение правил противопожарной безопасности.

Музыкальный зал оснащен необходимыми материалами и пособиями (музыкальными инструментами (для детей), дидактическими пособиями и игрушками) для проведения музыкальных занятий. Имеется рояль, музыкальный центр, мультимедийный проектор и интерактивная доска , светодиодный прибор для световых эффектов. В музыкальном зале имеются различного размера ширмы для показа кукольных спектаклей, как детьми, так и взрослыми.

Внедрение  инновационных технологий и средств ИКТ ( ноутбуки, проекторы, интерактивная доска, музыкальные центры) позволило сделать образовательный процесс более динамичным, увлекательным, интересным и разнообразным. Ноутбуками оснащены  все группы детского сада, проведена сеть Интернет.  В нескольких группах  имеется проектор и стационарный экран.

Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда в нашем ДОУ  является одним из основных средств формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.                                              

 
Организованная в ДОУ  развивающая предметно- пространственная  среда:
 - инициирует познавательную и творческую активность детей,
 - предоставляет ребенку свободу выбора форм активности,
 - обеспечивает содержание разных форм детской деятельности,
 - безопасна и комфорта,
 - соответствует интересам, потребностям и возможностям каждого  ребенка,
 - обеспечивает гармоничное отношение ребенка с окружающим миром.