Меню сайта

Страничка руководителя

Детское наставничество как особая форма сопровождения процесса воспитсания и обучения "Человека Будущего"
(из опыта работы МИП ("Зажигаем звезды сами" – модель сопровождения детей через наставничество (дети- детям))

Управлять — значит, видеть будущее.

  Говоря о проблемах управления, мы все чаще задаем вопросы «зачем?», «во имя чего?» и «почему?» вместо вопросов «что?» и «как?». Последние определяют инструментарий управления, управленческие механизмы и технологии; первые — смыслы и ценности. А за этими простыми вопросами стоит, по существу, серьезный сдвиг парадигмы современного управления, поскольку отправной точкой становятся не просто объектно-субъектные отношения, не цели и задачи управления и не, собственно, содержание управленческой деятельности, а смыслы этой деятельности и управление этими смыслами. Именно они задают далее ценности, идеи, миссии, интересы, цели и средства их достижения.
Чтобы управлять смыслами, надо прежде всего их знать, понимать и воспринимать, причем не статично, а в развитии. Современное управление прежде всего нужно понимать как человеческую деятельность, в которой обычное «рацио» в значительной степени дополняется, а часто и вытесняется иррациональностью и «эмоциональным интеллектом».
Смыслы формируют систему видения мира, отдельных явлений и процессов, конкретных организаций. В зависимости от нее возникают различные мотивации, связанные с теми или иными действиями. Чтобы управлять смыслами, надо прежде всего их знать, понимать и воспринимать, причем не статично, а в развитии, то есть, например, пытаться понять смыслы будущего поколения, которое придет на смену нынешнему.
            Таким образом, управление смыслами исходит из того, что люди одновременно рациональны и иррациональны, что их необходимо воспринимать и оценивать с разных точек зрения — с биологической, психологической, духовной, социальной, экономической. Надо учитывать и то, что они будут следовать за теми, кто задает для них новые, понимаемые и разделяемые ими смыслы.
Управление персоналом на основе смыслов – это ценностное личностное взаимодействие субъектов, направленное на создание психологически благоприятных условий для коммуникации, активизации личностного развития всех субъектов процесса управления.
Управление смыслами имеет следующие основные принципы [12] (Sidorov, Chernikov, 2017):
1. Опирается на высшие ценности и смыслы и выступает как рычаг управления в сложной системе «человек – организация».
2. Предполагает единство управления и деятельности на основе смыслов, идеалов, традиций.
3. Имеет системный характер и способствует межкультурному инновационному взаимодействию.
            В настоящее время отличительной чертой современного дошкольного образовательного учреждения является и внедрение инноваций в педагогический процесс, рост многообразия используемых образовательных развивающих технологий педагогической деятельности. Инновационных идеи в образовании на современном этапе могут решать проблемы качественного дошкольного образования. Практика работы многих педагогов на основе инновационных педагогических подходов показала успешность данного процесса.
             В нашем городе образовательные организации также функционируют в инновационном режиме. Деятельность инновационных площадок нацелена на разработку и апробацию инновационных педагогических технологий, поддержку и развитие одаренных, талантливых детей.
Наша единственная надежда на будущее — принять новую концепцию экологии человека, такую, внутри которой мы начнем переосмысление богатства человеческих способностей. Это дань уважения человеческому воображению. Мы должны стараться разумно использовать этот дар.  Единственный выход для нас — ценить разнообразие наших творческих способностей и ценить наших детей, поскольку они — наша надежда. Мы должны учить их целостно, чтобы они справились с будущим, которое, замечу, мы можем и не застать, но они застанут точно. А мы должны помочь им сформировать его.
В 2023- 2024гг команды детских садов города Ярославля были участниками инновационного проекта «Зажигаем звезды сами» – модель сопровождения детей через наставничество (дети- детям)).
Целью нашего проекта – Создание и внедрение модели сопровождения детей для выявления их потенциальных возможностей и обеспечение дальнейшего развития через особую форму взаимодействия воспитанников – детское наставничество.
Следующие задачи мы решали в реализации проекта:
  1.Разработать и внедрить модель сопровождения детей через наставничество (дети – детям), с использованием разных форм деятельности и игровых технологий.
 2. Создать организационно-педагогические условия для интеграции детского наставничества, как особой формы взаимодействия воспитанников между собой в образовательном пространстве детского сада, для индивидуализации и личностного роста детей.
 3.Изучить и апробировать новые виды наставничества (равный- равному, младший- старший, школьник –воспитанник ДОУ, «лидер-скромник» и др.).
 4. Организовать образовательную среду для реализации воспитанниками образовательных практик в проведении особой формы наставничества (дети-детям).

Что такое наставничество! Согласно определению Агентства стратегических инициатив России, наставничество — это «персональная огранка» талантов человека, помощь в максимальном раскрытии потенциала и профессионализма.  Наставник — человек с большим опытом — помогает менее опытному коллеге достичь сложных целей в работе.

Наставничество – традиционная форма воспитания и обучения. Времена меняются, наставники остаются.
«Учатся у тех, кого любят» ( Иоганн Вольфганг фон Гёте)
Наставниками могут быть не только педагоги, но и дети начиная с дошкольного возраста. Они могут помогать друг другу и вместе решать задачи.
Реализуя образовательные проекты, мы основывались на концепциях классических педагогов, психологов (К.Д. Ушинский, Л. С. Выготский, Макаренко, Сухомлинский,), а также за основу взяли принципы наших современных выдающихся ученых: Ш.А. Амонашвили, академика, создателя концепции Гуманной педагогики, (что такое воспитание – это питание души, что такое образование – это создание образов, говорит Шалва Амонашвили). Какие люди окружают наших детей, кто ведет их за руку…, чем питают душу и как, точнее скажем, с помощью каких инструментов педагогических, психологических…мы взращиваем наших детей, людей будущего!
И как не вспомнить нашего выдающегося ученого основателя концепции ФГОС Асмолова Александра Григорьевича.
Александр Асмолов предлагает понимать воспитание как «очеловечивание человека», приобщение к идеалам, ценности и нормам достойного образа жизни через содействие и сопереживание, заботу о других людях и себе самом.    Наш Российский ученый, современник, доктор наук, биолог, генетик  П.П. Горяев говорил:
«Вы учителя имеете дело с самой главной конструкцией человека, его ментальной конструкцией, которой называется СЛОВО. Слово, оказывается, имеет прямое отношение к нашему генетическому аппарату. Оказывается, мышление реализуется через хромосомные функции нейронов головного мозга, удивительное дело нейроны головного мозга оказываются системой, которые наиболее синтезируют белки. Коррелятом сознания, мышления являются белковые фразы, слова, предложения.»
            Вспомним слова академика Дмитрия Сергеевича Лихачева – «Вначале было не слово, в начале была мысль!» очень важно, о чем мы думаем, что говорим. Мысль порождает слова, слова- действия, действия формирует характер. Для нас педагогов важно, как мы с вами мыслим, что мы вкладываем в наших детей. На сколько мы с вами влияем на развитие будущего поколения. (гармонию создаем или дисгармонию…) (раскрыто только 2-3 % генома человека — это аминокислоты, которые отвечают за нашу физику, 97% считают мусорным ДНК. Так вот, сегодня ученые доказывают, что 97% отвечает на нашу психическую деятельность, за наше поведение, за нашу разумность.)
Огромная ответственность за воспитание будущего поколения ложиться на педагогов, так как Человек не рождается разумным, а только имеет возможность стать разумным., при впитывании мозгом ребенка необходимого объема информации в виде знаний и опыта, накопленного человечеством, его принципов, законов, морали  …. И синтезе на основе всего этого, своего индивидуального мышления, своего Я . При гармоничном развитии личности, человек может достичь такого уровня развития сознания и возможностей, при которых реализуется истинное, гармоничное слияние человека с природой.
            Детство уникально, каждый ребенок — это звёздочка, которых мы старались зажечь в ходе реализации проекта «Заезды зажигаем сами».
Решая задачи проекта, мы разработали и внедрили модель наставничества дети – детям. А также продуктами нашего проекта стали: диагностические материалы, банк методических разработок, План-программа повышения педагогической компетенции и рекомендаций по сопровождению детей через наставничество (дети-детям).;
В нашей интерпретации модель наставничества – это комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию и сопровождение взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах и видах деятельности.
Модель «Дети – детям» может реализовываться на базе дошкольных образовательных учреждений. Также её можно использовать при работе с детьми, когда одни, демонстрируя свои знания и умения, передают их, а другие осваивают как новые знания.
            Роль взрослого в создании организационно-педагогических условий реализации детского наставничества, бесспорно, велика. В образовательном и воспитательном процессах модель наставничества «дети-детям» невозможна без формы «воспитатель-ребенок». Поэтому необходимо проводить с детьми работу по формированию знаний, умений и навыков, а также личностных качеств, которые необходимы как наставнику, так и педагогу.
            Организуя какое – либо мероприятия в формате детского наставничества необходимо понимание, какие из образовательных областей будут задействованы, в какой форме целесообразно организовывать наставничество. Вид детского наставничества определяется исходя из цели конкретного мероприятия.
Организация детского наставничества в наших дошкольных организациях носит событийный характер и выстраивается в соответствии с календарно- тематическим планировании с привлечением различных социальных партнеров.
Опыт наставнической деятельности нами реализуется через проектную деятельность и мастер- классы.
"Детский мастер-класс» — это интерактивная форма обучения и обмена опытом, особая форма организации детской деятельности, позволяющая детям проявлять самостоятельность и инициативу.
К Международному женскому дню в этом году в онлайн- режиме дети школ и детских сада обменивались опытом по изготовлению цветов для любимых мам.
Уникальный мастер – класс «Символ года» подготовили ученики близлежащих школ, а наши ребята организовали для них Новогодний квест также в дистанционном формате и рассказали о Дедах Морозах разных стран, провели викторину «Что такое Новый год?» спели новогоднюю песню и организовали флеш-моб прямо в онлай- формате.

 (На данной странице представлена видеопрезентация и видеоролик фрагментов мастер- классов. Смотреть презентацию.)

Хочется отметить, что все видеоролики с мастер-классами наших детей теперь служат прекрасным демонстрационным материалом в качестве пошаговой инструкции для осуществления продуктивной деятельности детьми других групп. Не зря говорят, что дети понимают друг друга лучше.
В течение двух лет были проведены совместные мероприятия в честь Дня защитника Отечества: мастер – класс «Курс молодого бойца» в онлайн формате и мастер-класс по строевой подготовке с кадетским классом уже очно. На мероприятиях школьники рассказали нашим воспитанникам кто такие кадеты, чем отличается кадетский класс от обычного, какими должны быть кадеты, исполнили гимн кадетов, а также все вместе участвовали в эстафетах и конкурсах. Вовремя мастер- класса по строевой подготовке дошколята смогли сами   поучаствовать в перестроениях.
Такие встречи, совместные соревнования помогают преодолеть возрастной барьер, убрать страх у дошкольников в общении и поверить в собственные силы, что способствует повышению мотивационной готовности к школе.
     В заключении своей статьи, мне хочется сделать акцент на то, что творчество и инновационная деятельность меняет устоявшуюся традиционную систему дошкольного образования, и во главу угла ставит педагога, воспитанников и руководителей образовательных учреждений, их профессиональные запросы и потребности. Реальный движущей силой становится творческий потенциал педагогов, их профессиональная деятельность, а не административная воля. Основным инструментарием в управлении дошкольной образовательной организацией являются – смыслы и ценности и управление этими смыслами.
Система образования не должна производить, а должна выращивать, развивать человеческий потенциал. Развитие человека никогда не было линейным, как его пытались представить, оно всегда было органическим и динамичным. Человеческие коллективы не являются механизмами, а скорее организмами. Они зависят от чувств, и отношений, и мотиваций. В них огромное значение имеет то, как люди ассоциируют себя с этими коллективами. Вы сами знаете, что то, как мы работаем в организации, глубоко зависит от того, насколько значима для нас эта организация.
 А управлять организацией — значит, видеть будущее!

Межфирменное наставничество как сетевая модель профессионального роста педагогов

Быть наставником дело эмоционально непростое,

требующее  сил и времени, физической,  но, главное, эмоциональной  подготовки.

Поэтому так важно, чтобы наставник, так же как его ученик,

действительно  хотел  заниматься тем, чем он занимается.

           Актуальность внедрения системы наставничества обусловлена Указом Президента РФ от 07.05.2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации».  В нем указывается, что Правительству РФ при разработке национального проекта в сфере образования следует исходить из того, что к 2024 году необходимо обеспечить создание условий для развития наставничества.

И «… это должно быть эффективное современное наставничество, передача опыта, конкретных навыков», -  как отмечал В.В. Путин.

         Одной из актуальнейших проблем развития образования в последние годы является формирование сетевого взаимодействия образовательных учреждений (организаций), цель которых – повышение качества образования, эффективная реализация требований образовательных стандартов.   Основной и главной фигурой в системе образования всегда был и остается педагог. Современная педагогическая действительность характеризуется усложнением содержания профессиональной роли педагога, требований к его личности и деятельности. Поэтому педагог должен реагировать на изменение образовательной ситуации, учитывать специфику существующих педагогических систем, в короткие сроки адаптироваться к новым условиям профессиональной деятельности, для того чтобы реализовать свой профессиональный и личностный потенциал.

      В современном дошкольном образовании остро востребованы педагоги, способные к сотрудничеству, обладающие развитым чувством ответственности за воспитание подрастающего поколения, умеющие самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, отличающиеся мобильностью.   Становление педагога является длительным и непрерывным процессом, ориентированным на формирование личностных качеств, профессиональных способностей, знаний, умений и навыков.

      Как показывает анализ дошкольной деятельности и социально педагогических исследований, даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности  профессиональная и личностная  адаптация молодого педагога может протекать длительно и сложно. Ситуация осложняется увеличением количества молодых специалистов и педагогов с непрофильным образованием и педагогов, получивших или получающих профильное образование как дополнительное (от 13% в функционирующих ДОУ до 60 % в садах-новостройках). Наблюдается усиление процесса текучести кадров.

       Возврат к наставничеству в современном образовательном процессе, как форме работы с молодыми педагогами указывает на недостаточность применения управленческих и образовательных используемых технологий подготовки педагогов и возможность применить этот тип отношений как резерв успешного управления профессиональным становлением личности.

  Наставничество – одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров. Система наставничества способна интенсифицировать процесс профессионального  становления и роста педагога,  формирования у него мотивации к саморазвитию,  самореализации, самосовершенствованию, достичь снижения текучести кадров.

     С другой стороны, наставничество предоставляет дополнительные возможности для одной из форм педагогического наставничества является тьюторство. Наставничество отличается от тьюторства технологичностью, т.е. последовательностью совершаемых действий. Тьютор сопровождает, т.е. диагностирует, корректирует, повышает теоретический уровень начинающего педагога.  Наставник передает свой опыт, стремиться помочь начинающему педагогу приобрести опыт, необходимый и достаточный для овладения профессией, повышает теоретический уровень начинающего педагога.

Педагогический опыт можно взять из книг, интернета, методичек и других источников информации, но человечество еще не придумало лучшего способа передачи опыта, чем личный контакт и творческое взаимодействие педагогов разных поколений.

Данные методические рекомендации показывают управленческим кадрам дошкольных организаций каким образом сетевое взаимодействие учреждений по направлению профессионального развития кадров создает синергетический эффект, позволяет использовать ресурсы разных дошкольных учреждений для развития и обогащения внутренней системы непрерывного роста педагогов, а также позволяет укрепить профессиональное сотрудничество всех членов сетевого сообщества.

Представленный опыт работы нескольких дошкольных учреждений города Ярославля позволит заинтересованным сторонам внедрить технологию наставничества в форме сетевого взаимодействия, использовать актуальные эффективные формы повышения профессионального мастерства педагогов.

Внедрение модели сетевого наставничества в дошкольные образовательные учреждения муниципальной системы образования

          Одним из четырех основных направлений развития системы образования в соответствии с Национальным проектом «Образование» на 2019-2024 годы является подготовка и повышение квалификации педагогических кадров, способных решать поставленные задачи, используя современные формы и методы. Важная роль в решении этой задачи отводится наставничеству. 

Ответом на новый социальный запрос к образованию, на перемены в профессиональном сообществе и требования современных нормативно-правовых документов, стал инновационный проект «Межфирменное наставничество как сетевая модель профессионального роста педагогов», реализованный проектной группой дошкольных учреждений № 12, 27, 118, 151, 155, 232 в течение 2020-2022 годов. В нем мы рассматриваем наставничество как средство профессионализации, профессиональной адаптации, обучения на рабочем месте, повышения квалификации, индивидуализации, построения маршрутов личностного и профессионального роста, где наставником может стать каждый для каждого. Проект направлен на решение части проблем, имеющихся в современном российском образовании. Важнейшие из них — удержать молодого педагога в дошкольном учреждении, помочь ему освоить профессию, мотивировать, работать с профессиональными дефицитами.

Цель проекта - создание и апробация нового механизма профессионального роста педагогов через кооперацию образовательных ресурсов нескольких дошкольных образовательных учреждений.

Задачи:

  1. Создать и апробировать модель сетевого наставничества, ее структурные элементы и механизм их функционирования.
  2. Отобрать и дополнить инструментарий для проведения мониторинга профессиональных дефицитов педагогических работников в соответствии с требованиями профессиональных стандартов.
  3. Определить индивидуальную траекторию развития профессиональной компетентности (ИОМ) для каждого педагога на основе выявленных профессиональных дефицитов.
  4. Определить критерии и выявить наставников по актуальным направлениям, методическим темам.
  5. Разработать комплексную сетевую план-программу по повышению педагогических компетенций с использованием информационно-методических, материально-технических и иных ресурсов нескольких ДОУ.
  6. Апробировать новые формы наставничества: флэш-наставничество, реверсивное, командное, партнерское, виртуальное наставничество и др.
  7. Обучить «наставников» принципам и способам работы со взрослыми обучающимися.
  8. Создать банк методических материалов: разработок, презентаций, вебинаров, мастер-классов и др.
  9. Создать страницы сайтов сетевых наставников в каждой образовательной организации, которая является участником проекта

Примерный алгоритм действий дошкольного образовательного учреждения по внедрению модели межфирменного наставничества профессионального роста педагогов         

 

 

 


Отчет  Совета руководителей   муниципальных образовательных учреждений города  Ярославля, реализующих образовательные программы дошкольного образования  (за период 2016-2021 гг.) Председатель Совета  руководителей Н.Г. Зарубина


Презентация "Личностное развитие  педагога в процессе реализации Профстандарта"


Семинар "Эффективное управление ДОУ через развитие проектной деятельности"


Отчет руководителя ДОУ об участии в Творческой мастерской инновационного опыта города Рыбинска «Развитие познавательной активности и любознательности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

Главной темой для нас, руководителей дошкольных образовательных организации,  является эффективное управление качеством образования. Задача стоит перед нашими коллективами очень сложная, а именно как воспитать Человека!

На первый план выдвигаются проблемы обеспечения новых подходов к организации педагогической деятельности детского сада, его взаимодействия с семьей и начальной школой, делается акцент на эффективность процессов социализации, индивидуализации развития личности дошкольника.


Видеоконференция в Институре развития образования «Социальное партнерство – ресурс  развития региональной системы образования».

Зарубина Наталия Георгиевна, заведующий МДОУ "Детский сад № 12"  на конференции представила опыт  по теме «Эффективность управления дошкольным образовательным учреждением через развитие социального партнерства».

Программа конференции


Веб-конференция в рамках Всероссийского обсуждения проекта «Профессионального стандарта руководителя» (ПСР)

В Институте развития образования на базе Информационного центра состоялось обсуждение проекта «Профессиональный стандарт руководителя».

Обсуждение проходило в формате веб-конференции, организованной сотрудниками ГАУ ДПО ЯО ИРО. В разговоре приняли участие Владимир Игоревич Блинов, руководитель Центра профессионального образования ФГАУ ФИРО, Ольга Фридриховна Клинк, ведущий научный сотрудник Центра профессионального образования ФГАУ ФИРО, Ангелина Викторовна Золотарёва, ректор ГАУ ДПО ЯО ИРО. Все они являются членами рабочей группы по разработке профессионального стандарта руководителя. Также на конференции выступили директора и заведующие образовательных организаций региона: школ, детских садов, центра детского развития.

В ходе обсуждения поднимались вопросы об основной цели такого вида деятельности, как руководство образовательной организацией, о трудовых функциях, входящих в профессиональный стандарт: руководстве образовательной деятельностью, руководстве развитием, управлении ресурсами образовательной организации.

Ссылка на запись  веб-конференции: http://gidra.iro.yar.ru/owncloud/index.php/s/W1Vv5y7vNQGtjDw


В нашем детском саду созданы все необходимые  благоприятные условия для   пребывания  и организации работы  с детьми дошкольного возраста.

В учреждении работают квалифицированные специалисты, которые в своей работе используют инновационные методики и технологии, именно такой стиль работы даёт возможность каждому  ребёнку раскрыть свои способности в музыке, изобразительной и других видах деятельности.
Важно, чтобы детский сад, как точный механизм работал на ребёнка, как «часы» и, в первую очередь, точность этих «часов»  зависит от руководителя.

Уважаемые коллеги и дорогие родители!

Вашему вниманию представлен опыт работы МДОУ «Детский сад № 12»

в рамках  проектной деятельности по формированию социокультурной среды детского сада.

1. Эффективное управление ДОУ  через развитие социального партнерства

Главным аспектом данного направления деятельности ДОУ является рассмотрение вопроса, эффективного управления дошкольным образовательным учреждением в рамках партнерских взаимоотношениях:

  • -           как партнерские взаимоотношения связанны с сущностью образовательной деятельности,
  • -           влияют на качество образовательного процесса,
  • -           и являются средством достижения высоких результатов.

На сегодняшний день социальное партнерство является цивилизованной формой в образовательной организации, обеспечивающее развитие, согласование и защиту детей, сотрудников, родителей. Расширяются рамки для социализации детей, у детей формируется целостная картина мира.

В нашем учреждении не первый год внедряется управленческий проект «Проектная деятельность как средство формирования социокультурной среды дошкольной образовательной организации». Цель – создать социокультурную среду, ориентированную на духовно-нравственные ценности, как одно из главных условий повышения качества образования.

            Актуальность формирования социокультурной среды в дошкольном образовательном учреждении определяется как законодательными и нормативными документами, регламентирующими деятельность в данном правлении ,так и реальным желанием участников образовательных отношений определять и контролировать качество образовательной услуги в дошкольном образовании.

            Если рассмотреть Социальное партнерство с разных точек зрения Социальное партнерство (энциклопедия менеджмента) – «специфический тип общественных отношений между социальными группами, слоями общностями». Это процесс создания единого социокультурного пространства, в которой обитают разные субъекты, согласные, невзирая на различие интересов, соблюдать общие «правила игры», партнерские нормы. Социальные партнеры – как «социальное действие, основанное на чувстве человеческой солидарности и разделяемой ответственности за проблему.

            Социальное партнерство предстает как взаимно ориентированную многостороннюю субъект- субъектную связь, в дальнейшем становится социально-статусным и нормативно-ценностными регулянтами (нормами).

На современном этапе развития нашего учреждения наиболее приемлемым и эффективным механизмом формирования социокультурной среды является проектная деятельность. Вся наша проектная деятельность реализовывается совместно с социальными партнерами, что способствует:

  • -           формированию лучших качеств личности участников
  • -           образовательного процесса: трудолюбие, упорство, достижение цели, инициативность и т.д.,
  • -           формированию  нового  типа взаимоотношений  в социуме,
  • -           формированию  коллектива, где каждый самоценен и все пребывают в гармонии друг с другом,
  • -           созданию сетевого  сообщества образовательных  учреждений (детских садов, школ, социальных партнеров), а значит:
  • • расширению рамок социализации,
  • • формированию ценностных ориентиров участников образовательного процесса
  • • целостному восприятию мира,
  • • воспитанию всесторонне гармонично развитой личности,
  • -           выходу  на Международный уровень партнерства,
  • - повышению качества образовательной услуги и имиджа ДОУ.

Презентация "Эффективное управление дошкольным образовательным учреждением через развитие социокультурного   пространства"

Презентация деятельности МДОУ «Детский сад № 12»

2.«Проектная деятельность как средство  формирования социокультурной среды дошкольного образовательного учреждения»

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода и духовно – нравственного воспитания является технология проектирования. Качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в нашем детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования. Технология педагогического проектирования способствует более эффективному и качественному формированию социокультурной среды в ДОУ.

        Актуальность формирования социокультурной среды в дошкольном образовательном учреждении определяется как законодательными и нормативными документами, регламентирующими деятельность в данном направлении (закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС дошкольного образования), так и реальным желанием участников образовательных отношений определять и контролировать качество образовательной услуги в дошкольном образовании. Новые образовательные задачи требуют новых управленческих решений, использования новых образовательных технологий в системе управления.

  •      Мы провели SWOT анализ воспитательно-образовательной деятельности, обозначили проблемы или противоречия, которые обозначены на сладе. Одним из управленческих инструментов является проектирование.
  •       Администрацией было принято решение о внедрении в дошкольном учреждении системы интегрированного подхода в управлении.

     Под интегрированной системой управления мы понимаем набор интегрированных проектов, которые комплексно, в едином пространстве поддерживают все основные аспекты управленческой деятельности (человеческой, финансовой, хозяйственной, образовательной услуги). Система интегрированного подхода в управлении создана для принятия управленческих решений, ведения образовательной и финансово-хозяйственной деятельности, которая способствует увеличение эффективной работы служб, создавая единое, оперативно-контролируемое пространство.

             Данная система предполагает комплексное использование методов проектного управления служб ДОУ. Совокупность правил и процедур обеспечивает появление, проработку, реализацию и контроль проектов внутри ДОУ, что в дальнейшем приводит к повышению качества образовательной услуги, качество работы всего учреждения. В проектной деятельности интегрируются (объединяются) усилия, ресурсы, знания из различных областей, опыт практической деятельности, методы и инструменты управления и многое другое, необходимое для достижения целей, т.е. основой интегрированного подхода в управлении является успешное межструктурное взаимодействие. В нашем учреждении используется проектно-интегрированный метод управления, в связи с этим появляются обновленные службы, в направлениях работы появляются новые формы и технологии развития ДОУ.

         Целью деятельности нашего учреждения является создание социокультурной среды, ориентированной на духовно-нравственные ценности, как одно из главных условий повышения качества образования.

         Приоритетные направления деятельности дошкольного образовательного учреждения являются:

  • ·          Управление качеством дошкольного образования.
  • ·          Интеграция проектов в пространство образовательного процесса.
  • ·         Безопасность образовательного процесса.
  • ·         Создание условий для взаимодействия всех участников образовательного процесса, внедрение новых методов взаимодействия с семьей и социальными партнерами.

       К ценностям ДОУ относятся:

  1.  Семья, является первостепенной ценностью. Ребенок растет и развивается в семье. Ребенок, как продолжатель рода, семейных традиций. Наше учреждение сотрудничает с семьей, активно вовлекая ее в совместную деятельность. Так, например участие в совместных проектах и инициативы родителей становятся основой для образовательных проектов. Повышение педагогической компетентности родителей – поле деятельности наших педагогов.
  2. Введение событийности в образовательный процесс призвано содействовать более тесному взаимодействию семьи, детского сада в вопросах воспитания, оказания необходимой и своевременной поддержки в непростых ситуациях нравственного выбора и общественного самоопределения.
  3.  Здоровье детей. Обучение не должно приводить к угасанию здоровья ребенка, а наоборот, должно расширять резервы его физических, нервно-психических, интеллектуально-творческих и духовно-волевых сил. Для поддержки работы детского сада в сотрудничестве с общественностью и родителями по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни реализуем различные совместные проекты.
  4. Социальная солидарность, раскрывается в таких нравственных категориях, как справедливость, милосердие, честь, достоинство и личная свобода. В этом направлении мы ведем работу по созданию равных возможностей для развития детей с особенностями в развитии.
  5. В зоне ближайших задач – это сопровождение детей с особенностями в развитии, создание условий для совместного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и здоровых детей в образовательных учреждениях.

         Какой смысл мы вкладываем в понятие социокультурная среда, вы видите на слайде. Комплекс мер по регулированию тенденций развития духовно-ценностных аспектов в ДОУ назван «социокультурной политикой»:

  • ·         – во-первых, является неотъемлемой частью всех без исключения направлений образовательного учреждения в целом, отражая ее духовно-ценностные и нравственно- нормативные аспекты;
  • ·         – во-вторых, социокультурная политика является важнейшей составляющей образовательного процесса, которая на сегодняшний день является комплексной социально-культурной-образовательной;
  • ·         – в-третьих, образовывать собственно-культурное пространство как особое направление деятельности учреждения по стимулированию социально приемлемых и предпочитаемых духовно-ценностных и социально-нормативных проявлений человека, внутреннего его содержания.

            Управление социокультурным процессом представляет собой комплекс оперативных действий по решению проблем существующих в нашем учреждении, обеспечивает расширение социализации у воспитанников, воспроизводство управленческих и образовательных проектов в пределах финансовых средств, кадров, инструментария и технологий, имеющихся на сегодняшний день.

           Важнейший принцип определения целей и задач в формировании социокультурной среды заключается как исходный главный принцип системного управления как условие эффективной реализации стандарта дошкольного образования. Это сочетание взаимосвязанных между собой подсистем управления. Основная идея заключается в субъектно-ориентированном подходе. Все участники образовательного процесса являются ключевым фактором успеха в достижении целей, при активном взаимодействии между собой. В проектной деятельности увязанный поток функций и событий преобразуется во взаимодействие между субъектами.

             Предполагаемые результаты управленческого проекта:

  • ·         Упорядоченность деятельности управления проектов
  • ·         Рационально распределен состав функций среди служб ДОУ;
  • ·         Исключилось дублирование деятельности в административной команде;
  • ·         Повысилась творческая активность и расширились демократические начала в управлении ДОУ;
  • ·          Повысилась ответственность работников управления и дисциплина труда, улучшилась исполнительность и организация контроля за исполнением решений и требованием Стандарта.  

       Риски:

  • ·         Непонимание необходимости создания такой системы.
  • ·         Недостаточная активность руководителей служб ДОУ.
  • ·         Существование «психологического барьера», мешавшего отказаться от традиционно сложившихся форм и методов управления.
  • ·         Недостаточная подготовка управленческой команды. Разработанные и реализованные нами, на протяжении ряда лет, разные по содержанию и видам проекты: управленческие, образовательные такие как: социально-значимые, сетевые, дают основания говорить о их первостепенном значении при формировании социокультурного пространства ДОУ. Так, по мере развития проекта один переходил в другой, составляя непрерывный образовательный процесс.

     Большой проект, который реализуется в нашем детском саду на протяжении двух лет – «Дорогою добра». Наши дети, сотрудники, родители, социальные партнёры принимают активное участие в подготовке и проведении благотворительных концертах, различных социально-значимых акциях. При этом решаются задачи сплочения семьи в процессе совместной деятельности, развитие партнёрских связей, происходит сплочение педагогического коллектива.

        Наш детский сад участвует в Международной программе «Зеленый флаг» с 2013 года. Программа Эко-школы/Зелёный флаг направлена на экологическое образование с целью защиты окружающей среды и воспитание духовно – нравственной личности, воспитание у детей ответственного отношения к природе, к окружающему миру, людям.          В рамках участия в данной программе мы реализуем проект «Чистота дарует красоту, а красота спасет мир». Проект носит долгосрочный характер и состоит из ряда мероприятий по охране природы и благоустройству территории.

       Стало традицией что в апреле мы проводим акцию «Зеленая ленточка»: дети старших и подготовительных групп ведут подсчет деревьев на территории детского сада, очищают их от мха и лишайников. Постоянными партнерами в этом мероприятии стали ученики начальных классов школы №28 . Нужно отметить, что многие ученики этого класса – это наши выпускники.

         22 апреля, в День Земли мы организуем покраску деревьев на территории детского сада. Дети с удовольствием берут интервью среди прохожих, и рассказывают о празднике. Дошкольники и школьники готовят листовки и буклеты с информацией о проведении Дня Земли, раздают их прохожим и вручают Зеленую ленточку.

        С детьми проводится цикл интегрированных мероприятий, занимательных бесед, викторин на тему: «Земля – наш общий дом». Такие мероприятия, в нашем саду стали хорошей традицией. Ведь очень важно с малых лет побудить ребят задуматься о взаимоотношениях человека и природы, почувствовать, что они что-то могут сделать для ее сохранения.

           Еще одно мероприятие данного проекта организация акции «Поможем бездомным животным» по сбору кормов для приюта бездомных животных. На протяжении всей акции дети и родители оформляли стенгазеты о своих любимых питомцах, рисовали плакаты в защиту бездомных животных, собирали корма. Нам удалось собрать около 60 килограмм для приюта «ВИТА» и 40 килограмм для приюта «Кошкин дом».

        Педагоги, родители и дети принимали участие в городских акциях «Покормите птиц зимой» и «Лучший птичий дом».  Кормушки и скворечники сделанные руками наших родителей размещены не только на территории детского сада но и в парках города.

       В продолжение работы по проекту "Чистота дарует красоту, а красота спасет мир" также была организована акция "Мы бумагу соберем, лес в России сбережем!" по сбору макулатуры, детском саду установлены контейнеры для сбора макулатуры. Нам нужно собрать примерно 3тонны макулатуры, для того, чтобы установить спортивное оборудование на участке.

       Один из этапов реализации этого проекта – это наш подарок любимому городу: благоустройство территории двора, который находится около детского сада. Все мы и наши воспитанники не раз проходили через этот двор и обращали внимание на заброшенную территорию и заросшую сорняками клумбу.

И так у нас возникла идея благоустроить данную территорию. Зародилась эта идея еще весной 2014 года, и реализацию этого проекта мы начали с субботника:

  • ·         - дети, родители и сотрудники детского сада перекопали клумбу и подготовили ее к посадке цветов, покрасили бордюры;
  • ·         - Администрация Фрунзенского района и управляющие компании организовали скос травы, уборку и вывоз мусора, покраску оборудования прилежащей территории.
  • ·         - сотрудники тепличного комплекса «Лазаревское» трудились над оформлением клумбы и посадкой цветов;
  • ·         - пожарная часть организовала, полив посаженных цветов.

Благодаря активному участию наших социальных партнеров, старанию родителей, детей и сотрудников детского сада, нам удалось осуществить наш замысел и завершить проект по озеленению и благоустройству территории двора.

В июле состоялось торжественное открытие возрожденной Цветочной клумбы. Средства массовой информации не остались в стороне. Телеканал "Россия 1" рассказал об этом событии в городских новостях. В продолжение работы по реализации проекта на протяжении лета и осени сотрудники, дети и родители детского сада, а также школьники осуществляли прополку и полив клумбы.

 В течение года, у нашей «Клумбы» организовываются праздники, в котором принимают участие дети и сотрудники нашего детского сада, ученики начальной школы № 28, и самодеятельные артисты города Ярославля.

Для жителей микрорайона в мае этого года мы организовали праздничный концерт, посвященный 70 – летию Великой Победы. Совместными усилиями детей, сотрудников, родителей, спонсоров были сделаны подарки для ветеранов с вручением георгиевской ленты. Все пели песни военных лет, запускали в небо живых белых голубей – символ мира на Земле. Ветераны искренне благодарили за выступление наших детей и сотрудников, многие из них даже плакали. А наши дети, видя слезы на глазах ветеранов, послушав их рассказы, не остались равнодушными и получили урок гуманного отношения к миру, окружающим людям. Благодаря такому рода мероприятиям наши дети будут помнить, и чтить тех, кто принес нам Победу/

 Ничто не проходит даром, каждое мероприятие закладывает в души наших детей частичку доброты, милосердия, сострадания, а значит, закладывает в нем нравственные основы.

В ближайшей перспективе социокультурные проекты с привлечением родительской общественности станут отличной базой для независимой оценки качества образования. (ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» статья 95 часть 1 и 2).

 Мы не пытаемся совершить революцию в образовании, мы лишь расширяем возможности образовательного пространства за счет ценностных ориентиров и формируем у наших детей целостную картину мира, стараемся возрастить человеческое в человеке.


Детский сад – первая ступень в жизни ребенка