Организация воспитательного процесса в ДОУ
Одним из аспектов дошкольного образования, имеющим большое значение для воспитания в современных условиях, затрагивающим многие процессы дошкольной жизни, является уклад жизни ДОУ.
Уклад жизни МДОУ «Детский сад № 12» представляет собой стиль жизнедеятельности общеобразовательной организации, явные или неявные нормы и правила организации образовательного пространства.
Во ФГОС ДО определено, что среда, пространство, уклад жизни ДОУ являются главными факторами воспитания и социализации детей, их личностного развития. Это означает, что реализация основной образовательной программы и программы воспитания должны обеспечить: формирование уклада жизни ДОУ, обеспечивающего создание социальной среды развития воспитанников, включающего образовательную, дополнительную и общественно значимую деятельность, систему воспитательных мероприятий, культурных и социальных практик, основанного на системе базовых национальных ценностей российского общества.
Уклад МДОУ «Детский сад № 12» определяет смысл, стиль и характер взаимоотношений в ДОУ. Уклад охватывает всех лиц, включенных в деятельность ДОУ: воспитанников, педагогов, родителей (законных представителей, сотрудников ДОУ. Ценности воспитания, заданные укладом ДОУ, принимаются всеми без исключения. Внутри этого пространства рождается команда, коллектив, сообщество, общность. Уклад определяет специфику и конкретные формы организации распорядка дневного, недельного, месячного, годового цикла жизни группы.
Уклад способствует формированию ценностей воспитания, которые разделяются всеми участниками образовательных отношений (воспитанниками, родителями, педагогами и другими сотрудниками ДОО).
Дошкольный возраст – это период начального становления личности. В соответствии со спецификой работы ДОУ, воспитанники пребывают в учреждении на протяжении всего дня. Именно поэтому воспитательный процесс – это процесс непрерывный, должен осуществляться постоянно, во всех видах деятельности и режимных моментах.
Процесс воспитания – это процесс формирования морального сознания, нравственных чувств и привычек, нравственного поведения с первых лет жизни ребенка.
Воспитательный процесс в детском саду охватывает важнейшие сферы физического, психического и личностного развития дошкольника и предусматривает обеспечение полноценного физического развития, охрану и укрепление физического и психического здоровья ребенка, разностороннее развитие познавательных, коммуникативных, художественных способностей, социально-ценностных представлений, опыта нравственного поведения и культуры общения.
Основой реализации Программы воспитания являются примерные темы (праздники, события, проекты, которые ориентированы на все направления развития ребенка дошкольного возраста и посвящены различным сторонам человеческого бытия, а также вызывают личностный интерес. Каждая из тем представлена в соответствующем модуле. Модуль «Традиции детского сада». Традиции являются основой воспитательной работы в ДОУ.
Традиционные мероприятия - это эмоциональные события, которые воспитывают у детей чувство коллективизма, дружбы, сопричастности к народным торжествам, общим делам, совместному творчеству. В то же время, в рамках общего мероприятия ребенок осознает важность своего личного вклада в отмечаемое событие, так как он может применить свои знания и способности в процессе коллективной деятельности. В ДОУ существует четкая программа действий по осмыслению, организации и развитию традиций, которые позитивно влияют на социализацию и развитие личностных качеств воспитанников. Цель проведения традиционных мероприятий: организация в ДОУ единого воспитательного пространства для формирования социального опыта воспитанников в коллективе других детей и взрослых. Тематика традиционных мероприятий определяется исходя из необходимости обогащения детского опыта, приобщения к ценностям, истории и культуре своего народа. Традиционным для ДОУ является проведение:
- общественных праздников («День Матери», «День Победы», «День защитника Отечества», «Международный женский день», «День народного единства») и др. ;
- сезонных праздников («Праздник осени», «Новый год», «Пришла Коляда», «Масленица») и др. ;
- тематических мероприятий («День Здоровья», «Неделя безопасности», «Неделя науки», «Неделя экологии», «День земли») и др. ;
- социальных и экологических акций («Письмо Победы», «Окна Победы», «Кормушка нашего двора», «Эколята-Дошколята молодые защитники природы», «Посади дерево», «Поможем бездомным животным», «Сдай батарейку – спаси ежика!» ) и др. ;
Модуль «Организованная образовательная деятельность» В ДОУ процессы обучения и воспитания взаимосвязаны и неразрывны. Усилена воспитательная составляющая организованной образовательной деятельности, где особое внимание уделяется развитию таких качеств личности ребенка как: нравственность, патриотизм, трудолюбие, доброжелательность, любознательность, инициативность, самостоятельность и др. В содержание организованной образовательной деятельности включается материал, который отражает духовно-нравственные ценности, исторические и национально-культурные традиции народов России. Цель деятельности педагога: создание условий для развития личностных качеств детей дошкольного возраста. В соответствии с ФГОС дошкольного образования, задачи воспитания реализуются в рамках всех пяти образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», где применяются такие методы работы, которые дают возможность дошкольникам выразить своё мнение, обсудить проблему, согласовать со сверстниками и взрослым какое-то действие, приобрести опыт межличностных отношений.
Воспитательный процесс в ДОУ выстраивается с учетом концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Процесс воспитания в МДОУ «Детский сад №12» основывается на следующих принципах взаимодействия педагогических работников и воспитанников:
1.Неукоснительное соблюдение законности и прав семьи воспитанника, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и его семье, приоритета безопасности воспитанника при нахождении в МДОУ «Детский сад №12»
2.Ориентир на создание в МДОУ «Детский сад №12» психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие воспитанников и педагогических работников.
3.Организация основных совместных дел воспитанников и педагогических работников МДОУ «Детский сад № 12» как предмета совместной заботы и взрослых, и детей.
4.Системность, целесообразность и нешаблонность, воспитания как условия его эффективности.
Ведущей в воспитательном процессе является игровая деятельность.
Игра широко используется как самостоятельная форма работы с детьми и как эффективное средство и метод развития, воспитания и обучения в других организационных формах. Приоритет отдается творческим играм (сюжетно – ролевые, строительно-конструктивные, игры-драматизации и инсценировки, игры с элементами труда и художественной деятельности) и игры с правилами (дидактические, интеллектуальные, подвижные, хороводные т.п.).
Отдельное внимание уделяется самостоятельной деятельности воспитанников. Ее содержание и уровень зависят от возраста и опыта детей, запаса знаний, умений и навыков, уровня развития творческого воображения, самостоятельности, инициативы, организаторских способностей, а также от имеющейся материальной базы и качества педагогического руководства.
Организованное проведение этой формы работы обеспечивается как непосредственным, так и опосредованным руководством со стороны воспитателя.
Индивидуальная работа с детьми всех возрастов проводится в свободные часы (во время утреннего приема, прогулок и т.п.) в помещениях и на свежем воздухе. Она организуется с целью активизации пассивных воспитанников, организации дополнительных занятий с отдельными детьми, которые нуждаются в дополнительном внимании и контроле, например, часто болеющими, хуже усваивающими учебный материал при фронтальной работе и т.д.