Меню сайта

Экологическое образование в рамках Международной программы "Эко-школы/Зеленый флаг"

 Международная программа Эко-школы/Зеленый флаг

Договор о международном  сотрудничестве

Электронный адрес МДОУ "Детский сад № 12" для сотрудничестсва 

E – mail : yardou012.yaroslavl@yarregion.ru

                   

Программа Эко-школы/Зелёный флаг, направленная на экологическое образование, менеджмент и сертификацию школ, проводится на четырёх континентах Международной организацией по экологическому образованию (Foundation for Environmental Education — FEE). Международный координационный центр программы находится в Португалии в Лиссабоне. Международный координатор — госпожа Эстела Перейра. Программа появилась в 1994 г. в ответ на задачи, поставленные Международной конференцией по устойчивому развитию в Рио-де-Жанейро (1992), и сразу же приобрела статус международной, т.е. проводящейся по единым правилам во всех странах-участницах.

 России программа проводится под названием «Эко-школы/Зелёный флаг» Санкт-Петербургской общественной организацией «Санкт-Петербург за экологию Балтики», которая является членом Международной организацией по экологическому образованию с
2002 г. Координатор программы по России — Ольга Георгиевна Мадисон.

В настоящее время в программе участвуют более 46 000 образовательных учреждений  в 54 странах мир, более 5,5 миллионов детей, 400 тысяч педагогов. 

 Зелёный флаг — хорошо известный в Европе и за её пределами престижный экологический символ. Он вручается всем образовательным учреждениям, которые успешно работают по программе, за выдающийся вклад в улучшение качества окружающей среды и пропаганду устойчивого развития. Решение о присуждении Зелёного флага принимается на национальном уровне и утверждается международным координатором. Флаг вручается на один год. На следующий год, при достижении результатов по программе опять  вручается флаг. К флагу выдаётся сертификат установленного образца. Сертификат подписывается международным координатором и национальным координатором. После проверки отчетов международный координатор оформляет сертификаты и высылает их все национальному координатору, который ставит свою подпись, дату и печать своей организации.

Методология программы основывается на семи шагах, разработанных на основе стандартов ISO 4001/EMAS.

Семь шагов — это:

  • (1) Создание Экологического совета учебного заведения (с участием учащихся, учителей, студентов, преподавателей, технического персонала, представителей  администрации и др. приглашенных  лиц);
  • (2) Исследование экологической ситуации;
  • (3) Разработка плана действий;
  • (4) Мониторинг и оценка;
  • (5) Экологическая тематика в жизни детского сада или в школьных курсах;
  • (6) Предоставление информации и сотрудничество;
  • (7) Составление Экологического кодекса поведения.
Экологическое просвещение и воспитание экологической культуры  дошкольников стали одним из важнейших направлений деятельности нашего ДОУ.
На протяжении нескольких лет  в рамках   Международной  программы « Эко-Школы/ Зеленый флаг» мы реализуем проект  " Только вместе, только дружно, помогать природе нужно».
  Суть этого направления работы  состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душах наших детей семена любви к родному дому, семье, близким, природе, к истории, культуре, богатству нашего народа. 
Воспитательная система по этому направлению проходит через реализацию социально -значимых проектов.
 Реализуя проекты, мы заботимся  не только о чистоте с экологической точки зрения, а еще и душевной чистоте ребенка, его доброте, чистоте помыслов, желаний  и действий.
Актуальность экологического образования детей дошкольного возраста.
Качественное экологическое образование детей в настоящее время очень актуально.  Множество экологических проблем: утончение озоновой оболочки, изменения климата, истощения природного слоя почв, уменьшение запасов питьевой воды и природных ресурсов, высокая концентрация загрязнителей в воздухе – это в основном итог отсутствия правильного взаимодействия человека с природой. Также эти проблемы связаны с процессом образования населения – его недостаточность и полное отсутствие породили потребительское отношение к природе. Единственный выход из данной ситуации – обретение экологической культуры. И необходимо начинать прививать эту культуру уже детям дошкольного возраста.
Цель и задачи экологического образования дошкольников.
Цель — формирование начал экологической культуры — базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем, успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие.
Задачи — это задачи создания и реализации образовательной модели, при которой достигается эффект — очевидные проявления начал экологической культуры у детей.
Они сводятся к следующему:
— создание в педагогическом коллективе атмосферы значимости экологических проблем и приоритетности экологического образования;
— создание в дошкольном учреждении условий, обеспечивающих педагогический процесс экологического образования;
— систематическое повышение квалификации педагогов: овладение методами экологического образования, совершенствование экологической пропаганды среди родителей;
— осуществление систематической работы с детьми в рамках той или другой технологии, постоянное ее совершенствование;
— выявление уровня экологической культуры — реальных достижений в интеллектуальной, эмоциональной, поведенческой сферах детской личности при ее взаимодействии с природой, предметами, людьми и оценках себя.
Задачи:
  • Формировать у детей и взрослых экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.
  • Вести пропаганду идей  по формированию экологического самосознания,   оптимизации действий в рамках сетевого  взаимодействия среди образовательных учреждений Фрунзенского района, активную деятельность по  привлечению социальных партнеров.
  • Формировать субъектно- ориентированную позицию  в отношении экологической культуры и духовно-нравственного воспитания.
Формирование начал экологической культуры — это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материальные или
духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды.
Особенностью формирования начал экологической культуры является то, что элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными (сообществами живых организмов), их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения.
Содержание экологического образования. В чем оно заключается?
Содержание экологического образования включает два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение. Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношение — конечным его продуктом. Истинно экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают начало экологическому сознанию.
Постепенно  к нам присоединяются единомышленники, появляются новые социальные партнеры, нас поддерживают другие детские сады и школы микрорайона. Тан наш проект ширится, и теперь он уже называется "Только вместе, только дружно, помогать природе нужно!"
Данный  проект  направлен  на активное воспитание экологического сознания  подрастающего поколения, формирование у детей, родителей, сотрудников чувства сопричастности  к возрождению  зелёной зоны двора близлежащих жилых домов.
             Взяв шефство над «Клумбой Мира» и поддерживая  чистоту  над зеленой зоной близлежащих домов, мы поняли, что  чисто и красиво не только там, где прибирают, а еще и там, где не мусорят!
Встал вопрос: Как «перевоспитать» людей?  Как взрастить в человеке человеческое? Научить  заботиться об окружающих, родном дворе, улице, городе…
А начинать нужно с детства! Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру.
То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создал вокруг себя.            

         Участники проекта:

  1. Ученики и педагоги   школ № 28, № 68
  2. Дети, родители МДОУ № 12,
  3. Дети, родители, педагоги  детских садов № 19, № 57, № 125, № 167,
  4. Депутаты  муниципалитета,
  5. Тепличный комплекс ООО «Лазаревское»,
  6. Управляющие компании близлежащих домов,
  7. Жители близлежащих домов,
  8. Библиотека № 6,
  9. Пожарная часть № 1.

5 июняВсемирный день  окружающей среды – День эколога.  Это праздник всех российских защитников природы, специалистов по охране окружающей среды, общественных деятелей и экологов-активистов. В России День эколога был утвержден во Всемирный день окружающей среды, ежегодно отмечаемый 5 июня. День эколога – профессиональный праздник для сотрудников Министерства природных ресурсов, природоохранной прокуратуры, департаментов природопользования, а также других государственных и общественных экологических организаций.

         Всемирный день окружающей среды отмечается практически во всех европейских странах. Этот праздник был установлен по инициативе Генеральной Ассамблеи ООН, чтобы «обратить внимание общественности на необходимость сохранять и улучшать окружающую среду». Выбор даты тоже не случаен: 5 июня 1972 года впервые была проведена специальная конференция ООН по вопросам окружающей среды.

С 2018 года дети старших и подготовительных групп ежегодно становятся участниками регионального движения "Ярославская область – территория Эколят".