Экологическое образование в рамках Международной программы "Эко-школы/Зеленый флаг"
Международная программа Эко-школы/Зеленый флаг
Договор о международном сотрудничестве
Электронный адрес МДОУ "Детский сад № 12" для сотрудничестсва
E – mail : yardou012.yaroslavl@yarregion.ru
yardou012@yandex.ru
Программа Эко-школы/Зелёный флаг, направленная на экологическое образование, менеджмент и сертификацию школ, проводится на четырёх континентах Международной организацией по экологическому образованию (Foundation for Environmental Education — FEE). Международный координационный центр программы находится в Португалии в Лиссабоне. Международный координатор — госпожа Эстела Перейра. Программа появилась в 1994 г. в ответ на задачи, поставленные Международной конференцией по устойчивому развитию в Рио-де-Жанейро (1992), и сразу же приобрела статус международной, т.е. проводящейся по единым правилам во всех странах-участницах.
России программа проводится под названием «Эко-школы/Зелёный флаг» Санкт-Петербургской общественной организацией «Санкт-Петербург за экологию Балтики», которая является членом Международной организацией по экологическому образованию с
2002 г. Координатор программы по России — Ольга Георгиевна Мадисон.
В настоящее время в программе участвуют более 46 000 образовательных учреждений в 54 странах мир, более 5,5 миллионов детей, 400 тысяч педагогов.
Зелёный флаг — хорошо известный в Европе и за её пределами престижный экологический символ. Он вручается всем образовательным учреждениям, которые успешно работают по программе, за выдающийся вклад в улучшение качества окружающей среды и пропаганду устойчивого развития. Решение о присуждении Зелёного флага принимается на национальном уровне и утверждается международным координатором. Флаг вручается на один год. На следующий год, при достижении результатов по программе опять вручается флаг. К флагу выдаётся сертификат установленного образца. Сертификат подписывается международным координатором и национальным координатором. После проверки отчетов международный координатор оформляет сертификаты и высылает их все национальному координатору, который ставит свою подпись, дату и печать своей организации.
Методология программы основывается на семи шагах, разработанных на основе стандартов ISO 4001/EMAS.
Семь шагов — это:
- (1) Создание Экологического совета учебного заведения (с участием учащихся, учителей, студентов, преподавателей, технического персонала, представителей администрации и др. приглашенных лиц);
- (2) Исследование экологической ситуации;
- (3) Разработка плана действий;
- (4) Мониторинг и оценка;
- (5) Экологическая тематика в жизни детского сада или в школьных курсах;
- (6) Предоставление информации и сотрудничество;
- (7) Составление Экологического кодекса поведения.
Качественное экологическое образование детей в настоящее время очень актуально. Множество экологических проблем: утончение озоновой оболочки, изменения климата, истощения природного слоя почв, уменьшение запасов питьевой воды и природных ресурсов, высокая концентрация загрязнителей в воздухе – это в основном итог отсутствия правильного взаимодействия человека с природой. Также эти проблемы связаны с процессом образования населения – его недостаточность и полное отсутствие породили потребительское отношение к природе. Единственный выход из данной ситуации – обретение экологической культуры. И необходимо начинать прививать эту культуру уже детям дошкольного возраста.
Цель — формирование начал экологической культуры — базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем, успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие.
Задачи — это задачи создания и реализации образовательной модели, при которой достигается эффект — очевидные проявления начал экологической культуры у детей.
Они сводятся к следующему:
— создание в педагогическом коллективе атмосферы значимости экологических проблем и приоритетности экологического образования;
— создание в дошкольном учреждении условий, обеспечивающих педагогический процесс экологического образования;
— систематическое повышение квалификации педагогов: овладение методами экологического образования, совершенствование экологической пропаганды среди родителей;
— осуществление систематической работы с детьми в рамках той или другой технологии, постоянное ее совершенствование;
— выявление уровня экологической культуры — реальных достижений в интеллектуальной, эмоциональной, поведенческой сферах детской личности при ее взаимодействии с природой, предметами, людьми и оценках себя.
-
Формировать у детей и взрослых экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.
-
Вести пропаганду идей по формированию экологического самосознания, оптимизации действий в рамках сетевого взаимодействия среди образовательных учреждений Фрунзенского района, активную деятельность по привлечению социальных партнеров.
-
Формировать субъектно- ориентированную позицию в отношении экологической культуры и духовно-нравственного воспитания.
духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды.
Особенностью формирования начал экологической культуры является то, что элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными (сообществами живых организмов), их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения.
Содержание экологического образования включает два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение. Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношение — конечным его продуктом. Истинно экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают начало экологическому сознанию.
Данный проект направлен на активное воспитание экологического сознания подрастающего поколения, формирование у детей, родителей, сотрудников чувства сопричастности к возрождению зелёной зоны двора близлежащих жилых домов.
Участники проекта:
- Ученики и педагоги школ № 28, № 68
- Дети, родители МДОУ № 12,
- Дети, родители, педагоги детских садов № 19, № 57, № 125, № 167,
- Депутаты муниципалитета,
- Тепличный комплекс ООО «Лазаревское»,
- Управляющие компании близлежащих домов,
- Жители близлежащих домов,
- Библиотека № 6,
- Пожарная часть № 1.
5 июня – Всемирный день окружающей среды – День эколога. Это праздник всех российских защитников природы, специалистов по охране окружающей среды, общественных деятелей и экологов-активистов. В России День эколога был утвержден во Всемирный день окружающей среды, ежегодно отмечаемый 5 июня. День эколога – профессиональный праздник для сотрудников Министерства природных ресурсов, природоохранной прокуратуры, департаментов природопользования, а также других государственных и общественных экологических организаций.
Всемирный день окружающей среды отмечается практически во всех европейских странах. Этот праздник был установлен по инициативе Генеральной Ассамблеи ООН, чтобы «обратить внимание общественности на необходимость сохранять и улучшать окружающую среду». Выбор даты тоже не случаен: 5 июня 1972 года впервые была проведена специальная конференция ООН по вопросам окружающей среды.
С 2018 года дети старших и подготовительных групп ежегодно становятся участниками регионального движения "Ярославская область – территория Эколят".