Правовые нормы
Телефон доверия для детей и подростков – 8-800-2000-122
Основной задачей деятельности детского телефона доверия является оказание экстренной психологической помощи средствами телефонного консультирования детям, родителям, а также специалистам, деятельность которых связана с обучением и воспитанием детей.
Памятка для родителей "Профилактика жестокого обращения с детьми в семье"
- Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка
Кузнецова Анна Юрьевна Официальный сайт: http://deti.gov.ru/content.php?id=12
- Уполномоченный по правам ребенка в Ярославской области
Михаил Львович Крупин
Адрес: 150000, г. Ярославль, пл. Советская, 1/19 Телефон:(4852) 40-07-90, 40-10-54, 40-09-62 Факс:(4852) 72-62-98
E-mail : mihail.krupin@region.adm.yar.ru
Официальный сайт https://www.yarregion.ru/depts/uppr/default.aspx
- Личный прием осуществляется еженедельно по понедельникам с 9:00 до 12:00 по предварительной записи по телефону: (4852) 400-790
- Полезная информация от Уполномоченного по правам ребенка в Ярославской области
http://www.yarregion.ru/depts/uppr/Pages/polza.aspx
- Отдел по делам несовершеннолетних и защите их прав управления по социальной и демографической политике Правительства Ярославской области
http://www.yarregion.ru/depts/socdem/tmpPages/structure.aspx
Консультация "Профилактика конфликтов"
Конвенция о правах ребёнка
В 1923 году в Женеве Лига Наций приняла предложенную Международным союзом спасения детей Декларацию прав ребёнка. Это был первый международный правовой документ по охране прав и интересов детей.
В Декларации впервые подчёркивалось, что забота о детях и их защита не являются больше исключительной обязанностью семьи и даже отдельного государства. Всё человечество должно заботиться о защите прав детей.
Несмотря на значительность этого события, окончательно система защиты прав ребёнка как составная часть защиты прав человека сложилась гораздо позже, т.е. только после провозглашения Организацией Объединённых Наций принципа уважения прав человека.
Необходимость разработки мер по охране прав ребёнка, в силу его физической и умственной незрелости, потребовала выделения международной защиты прав детей в особое направление. Так был создан Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), который осуществляет международную защиту прав ребёнка по нескольким направлениям: разработка деклараций, резолюций, конвенций с целью подготовки международных стандартов в области прав ребёнка создание специального контрольного органа по защите прав ребёнка содействие приведению национального законодательства в соответствии с международными обязательствами оказание международной помощи через Детский фонд ООН.
• Декларация прав ребёнка (1959)
• Конвенция ООН о правах ребёнка (1989)
• Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).
Декларация прав ребёнка является первым международным документов, в котором родители, а также добровольные организации, местные власти и национальные правительства призываются к признанию и соблюдению прав детей путём законодательных и других мер.
В десяти принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование и развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства.
Принцип 1.
Ребенку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи.
Принцип 2.
Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка.
Принцип 3.
Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.
Принцип 4.
Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровые рост и развитие; с этой целью специальные уход и охрана должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая надлежащий дородовой и послеродовой уход. Ребенку должно принадлежать право на надлежащие питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.
Принцип 5.
Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния.
Принцип 6.
Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности; малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.
Принцип 7.
Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества.
Наилучшее обеспечение интересов ребенка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение; эта ответственность лежит прежде всего на его родителях.
Ребенку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием; общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.
Принцип 8.
Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.
Принцип 9.
Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме.
Ребенок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума; ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.
Принцип 10.
Ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.
"Семья — группа живущих вместе родственников; объединение людей, сплоченных общими интересами."
Дошкольное детство — уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых – родителей и педагогов. Здоровье детей и их полноценное развитие во многом определяется эффективностью по защите их прав. У ребенка, обделенного заботой и вниманием, нет второй возможности для нормального роста и здорового развития, поэтому проблеме охраны детства на всех уровнях нужно уделять первостепенное внимание.
Проблема эта условно рассматривается в двух направлениях: в социально-правовом и психолого-педагогическом.
– Конвенция ООН о правах ребенка (1989)
– Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990)
– на развитие;
– на защиту;
– на активное участие в жизни общества.
-
обеспечение в максимально возможной степени здорового развития ребенка (ст. 6);
-
защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от посягательств на его честь и репутацию (ст. 16);
-
обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст. 24);
-
признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 24);
-
защиту ребенка от сексуального посягательства (ст. 34);
-
защиту ребенка от других форм жестокого обращения (ст. 37);
-
меры помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст. 39).
-
за совершение физического и сексуального насилия, в т.ч. и в отношении несовершеннолетних (ст. 106 – 136);
-
за преступление против семьи и несовершеннолетних (ст. 150 – 157).
-
право ребенка на уважение его человеческого достоинства (ст. 54);
-
право ребенка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребенка (ст. 56);
-
меру «лишение родительских прав» как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст. 69);
-
немедленное отбирание ребенка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (сит. 77).
В помощь семье и воспитанию детей дошкольного возраста, охране и укреплении их здоровья, развитию индивидуальных особенностей и необходимой коррекции нарушений развития действует сеть дошкольных образовательных учреждений.
ДОУ в своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении и другими постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, решениями соответствующего органа управления образованием.
Конвенция о правах ребенка — правовой документ высокого международного стандарта и большого педагогического значения. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права и призывает строить взаимоотношения взрослого и ребенка на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм, демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнениям и взглядам.
Реализация прав ребенка включает:
-
защиту его от всех форм жестокого обращения,
-
права на охрану жизни и здоровья,
-
защиту его права на образование,
-
права на игру,
-
права на сохранение своей индивидуальности.
-
Лишение свободы движения.
-
Уход родителя из дома на несколько часов и оставление ребенка одного (ст. 156 Уголовного Кодекса РФ предполагает , что запирание на длительное время квалифицируется как неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего).
-
Применение физического насилия к ребенку.
-
Унижение достоинств ребенка — грубые замечания, высказывания в адрес ребенка – (воспитывает в ребенке озлобленность, неуверенность в себе, комплекс неполноценности, занижение самооценки, замкнутость, трусость, садизм)
-
Угрозы в адрес ребенка.
-
Ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний.
-
Отсутствие элементарной заботы о ребенке, пренебрежение его нуждами.
-
Отсутствие нормального питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи.
Право ребенка на образование
У каждого человека своя индивидуальность: характер, взгляды, отношения к окружающим. Индивидуальность – великий дар природы, но его легко уничтожить в детстве, когда человек еще не окреп. Взрослые призваны не только понимать личность ребенка, но и помогать малышу сохранить и развивать свою индивидуальность