Меню сайта

Экологическое образование дошкольников

  Актуальность экологического образования детей дошкольного возраста.
Качественное экологическое образование детей в настоящее время очень актуально.  Множество экологических проблем: утончение озоновой оболочки, изменения климата, истощения природного слоя почв, уменьшение запасов питьевой воды и природных ресурсов, высокая концентрация загрязнителей в воздухе – это в основном итог отсутствия правильного взаимодействия человека с природой. Также эти проблемы связаны с процессом образования населения – его недостаточность и полное отсутствие породили потребительское отношение к природе. Единственный выход из данной ситуации – обретение экологической культуры. И необходимо начинать прививать эту культуру уже детям дошкольного возраста.

Цель и задачи экологического образования дошкольников.
Цель — формирование начал экологической культуры — базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем, успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие.
Задачи — это задачи создания и реализации образовательной модели, при которой достигается эффект — очевидные проявления начал экологической культуры у детей, готовящихся к поступлению в школу.
Они сводятся к следующему:
— создание в педагогическом коллективе атмосферы значимости экологических проблем и приоритетности экологического образования;
— создание в дошкольном учреждении условий, обеспечивающих педагогический процесс экологического образования;
— систематическое повышение квалификации педагогов: овладение методами экологического образования, совершенствование экологической пропаганды среди родителей;
— осуществление систематической работы с детьми в рамках той или другой технологии, постоянное ее совершенствование;
— выявление уровня экологической культуры — реальных достижений в интеллектуальной, эмоциональной, поведенческой сферах детской личности при ее взаимодействии с природой, предметами, людьми и оценках себя.

Формирование начал экологической культуры — это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материальные или
духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды.
Особенностью формирования начал экологической культуры является то, что элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными (сообществами живых организмов), их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения.

Содержание экологического образования. В чем оно заключается?
Содержание экологического образования включает два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение. Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношение — конечным его продуктом. Истинно экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают начало экологическому сознанию.

Экологическое просвещение и воспитание экологической культуры давно уже стали одним из важнейших направлений. 
 

На протяжении нескольких лет  в рамках   международной  программы « Эко-Школы/ Зеленый флаг» мы реализуем проект  " От экологии природы к экологии души». Постепенно  к нам присоединяются единомышленники, появляются новые социальные партнеры, нас поддерживают другие детские сады и школы микрорайона. Тан наш проект ширится, и теперь он уже называется "Только вместе, только дружно, помогать природе нужно!"
Данный  проект  направлен  на активное воспитание экологического сознания  подрастающего поколения, формирование у детей, родителей, сотрудников чувства сопричастности  к возрождению  зелёной зоны двора близлежащих жилых домов.

             Взяв шефство над «Клумбой Мира» и поддерживая  чистоту  над зеленой зоной близлежащих домов, мы поняли, что  чисто и красиво не только там, где прибирают, а еще и там, где не мусорят!

Встал вопрос: Как «перевоспитать» людей?  Как взрастить в человеке человеческое? Научить  заботиться об окружающих, родном дворе, улице, городе…

А начинать нужно с детства! Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру.

То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создал вокруг себя.

               В нашем детском саду одним из направлений работы с детьми является духовно-нравственное воспитание – формирование  системы ценностных ориентаций у детей и взрослых.

Суть этого направления работы  состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душах наших детей семена любви к родному дому, семье, близким, природе, к истории, культуре, богатству нашего народа. 

Воспитательная система по этому направлению проходит через реализацию проектов. Реализуя проекты, мы заботимся  не только о чистоте с экологической точки зрения, а еще и душевной чистоте ребенка, его доброте, чистоте помыслов, желаний  и действий.

               В этом году наш долгосрочный проект   расширил свои рамки, у нас появились новые социальные партнеры, единомышленники,  стал более глубоким,  и значимым.

Участники проекта:

  1. Ученики и педагоги   школ № 28, №68,
  2. Дети, родители МДОУ № 12,
  3. Дети, родители, педагоги  детских садов № 19, № 57, № 125, № 167,
  4. Депутаты  муниципалитета,
  5. Тепличный комплекс ООО «Лазаревское»,
  6. Управляющие компании близлежащих домов,
  7. Жители близлежащих домов,
  8. Библиотека № 6,
  9. Пожарная часть № 1.

Задачи:

  • Формировать у детей и взрослых экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.
  • Вести пропаганду идей  по формированию экологического самосознания,   оптимизации действий в рамках сетевого  взаимодействия среди образовательных учреждений Фрунзенского района, активную деятельность по  привлечению социальных партнеров.
  • Формировать субъектно- ориентированную позицию  в отношении экологической культуры и духовно-нравственного воспитания.
  •  

5 июняВсемирный день  окружающей среды – День эколога.  Это праздник всех российских защитников природы, специалистов по охране окружающей среды, общественных деятелей и экологов-активистов. В России День эколога был утвержден во Всемирный день окружающей среды, ежегодно отмечаемый 5 июня. День эколога – профессиональный праздник для сотрудников Министерства природных ресурсов, природоохранной прокуратуры, департаментов природопользования, а также других государственных и общественных экологических организаций.

         Всемирный день окружающей среды отмечается практически во всех европейских странах. Этот праздник был установлен по инициативе Генеральной Ассамблеи ООН, чтобы «обратить внимание общественности на необходимость сохранять и улучшать окружающую среду». Выбор даты тоже не случаен: 5 июня 1972 года впервые была проведена специальная конференция ООН по вопросам окружающей среды.