Экологическое образование дошкольников
Актуальность экологического образования детей дошкольного возраста.
Качественное экологическое образование детей в настоящее время очень актуально. Множество экологических проблем: утончение озоновой оболочки, изменения климата, истощения природного слоя почв, уменьшение запасов питьевой воды и природных ресурсов, высокая концентрация загрязнителей в воздухе – это в основном итог отсутствия правильного взаимодействия человека с природой. Также эти проблемы связаны с процессом образования населения – его недостаточность и полное отсутствие породили потребительское отношение к природе. Единственный выход из данной ситуации – обретение экологической культуры. И необходимо начинать прививать эту культуру уже детям дошкольного возраста.
Цель и задачи экологического образования дошкольников.
Цель — формирование начал экологической культуры — базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем, успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие.
Задачи — это задачи создания и реализации образовательной модели, при которой достигается эффект — очевидные проявления начал экологической культуры у детей, готовящихся к поступлению в школу.
Они сводятся к следующему:
— создание в педагогическом коллективе атмосферы значимости экологических проблем и приоритетности экологического образования;
— создание в дошкольном учреждении условий, обеспечивающих педагогический процесс экологического образования;
— систематическое повышение квалификации педагогов: овладение методами экологического образования, совершенствование экологической пропаганды среди родителей;
— осуществление систематической работы с детьми в рамках той или другой технологии, постоянное ее совершенствование;
— выявление уровня экологической культуры — реальных достижений в интеллектуальной, эмоциональной, поведенческой сферах детской личности при ее взаимодействии с природой, предметами, людьми и оценках себя.
Формирование начал экологической культуры — это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материальные или
духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды.
Особенностью формирования начал экологической культуры является то, что элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными (сообществами живых организмов), их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения.
Содержание экологического образования. В чем оно заключается?
Содержание экологического образования включает два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение. Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношение — конечным его продуктом. Истинно экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают начало экологическому сознанию.
Экологическое просвещение и воспитание экологической культуры давно уже стали одним из важнейших направлений.
На протяжении нескольких лет в рамках международной программы « Эко-Школы/ Зеленый флаг» мы реализуем проект " От экологии природы к экологии души». Постепенно к нам присоединяются единомышленники, появляются новые социальные партнеры, нас поддерживают другие детские сады и школы микрорайона. Тан наш проект ширится, и теперь он уже называется "Только вместе, только дружно, помогать природе нужно!"
Данный проект направлен на активное воспитание экологического сознания подрастающего поколения, формирование у детей, родителей, сотрудников чувства сопричастности к возрождению зелёной зоны двора близлежащих жилых домов.
Взяв шефство над «Клумбой Мира» и поддерживая чистоту над зеленой зоной близлежащих домов, мы поняли, что чисто и красиво не только там, где прибирают, а еще и там, где не мусорят!
Встал вопрос: Как «перевоспитать» людей? Как взрастить в человеке человеческое? Научить заботиться об окружающих, родном дворе, улице, городе…
А начинать нужно с детства! Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру.
То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создал вокруг себя.
В нашем детском саду одним из направлений работы с детьми является духовно-нравственное воспитание – формирование системы ценностных ориентаций у детей и взрослых.
Суть этого направления работы состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душах наших детей семена любви к родному дому, семье, близким, природе, к истории, культуре, богатству нашего народа.
Воспитательная система по этому направлению проходит через реализацию проектов. Реализуя проекты, мы заботимся не только о чистоте с экологической точки зрения, а еще и душевной чистоте ребенка, его доброте, чистоте помыслов, желаний и действий.
В этом году наш долгосрочный проект расширил свои рамки, у нас появились новые социальные партнеры, единомышленники, стал более глубоким, и значимым.
Участники проекта:
- Ученики и педагоги школ № 28, №68,
- Дети, родители МДОУ № 12,
- Дети, родители, педагоги детских садов № 19, № 57, № 125, № 167,
- Депутаты муниципалитета,
- Тепличный комплекс ООО «Лазаревское»,
- Управляющие компании близлежащих домов,
- Жители близлежащих домов,
- Библиотека № 6,
- Пожарная часть № 1.
Задачи:
- Формировать у детей и взрослых экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.
- Вести пропаганду идей по формированию экологического самосознания, оптимизации действий в рамках сетевого взаимодействия среди образовательных учреждений Фрунзенского района, активную деятельность по привлечению социальных партнеров.
- Формировать субъектно- ориентированную позицию в отношении экологической культуры и духовно-нравственного воспитания.
5 июня – Всемирный день окружающей среды – День эколога. Это праздник всех российских защитников природы, специалистов по охране окружающей среды, общественных деятелей и экологов-активистов. В России День эколога был утвержден во Всемирный день окружающей среды, ежегодно отмечаемый 5 июня. День эколога – профессиональный праздник для сотрудников Министерства природных ресурсов, природоохранной прокуратуры, департаментов природопользования, а также других государственных и общественных экологических организаций.
Всемирный день окружающей среды отмечается практически во всех европейских странах. Этот праздник был установлен по инициативе Генеральной Ассамблеи ООН, чтобы «обратить внимание общественности на необходимость сохранять и улучшать окружающую среду». Выбор даты тоже не случаен: 5 июня 1972 года впервые была проведена специальная конференция ООН по вопросам окружающей среды.