Экологическое образование в рамках Международной программы "Эко-школы/Зеленый флаг"
Международная проектная деятельность "Эко-школы/Зеленый флаг"
Межрегиональная акция "Разноцветное лето"
1. Подготовительный этап
Каждый год сотрудники и родители МДОУ «Детский сад №12» города Ярославля участвуют в районном конкурсе «Цветами славен наш район». В сентябре 2021 года мы заняли 1 место в номинации « Лучший цветник дошкольного образовательного учреждения». В марте 2022 года на Экологическом Совете ДОУ было принято решение участвовать межрегиональной акции «Разноцветное лето» с целью повышения экологической культуры воспитанников, формирования знаний детей о растениях и уходе за ними, установления деловых и творческих связей между образовательными учреждениями – участниками международной программы «Эко-школы /Зеленый флаг». Педагоги каждой возрастной группы на подготовительном этапе акции вместе с детьми составляли примерный эскиз по благоустройству участка, приобретали семена цветов и высаживали их в контейнеры или мини – парники. Администрация ДОУ информировала родителей о целях и задачах акции, подбирала методическую, познавательную, художественную литературу, оборудование и пособия по экологическому образованию детей. На каждой возрастной группе дети выбирали различные цветы, которые по климатическим условиям хорошо растут в нашей средней полосе. В основном это –бархатцы, календула, цинния, георгины, астры, космея, сальвия.
2. Рассадный этап
На втором этапе акции дошкольники выполняя трудовые поручения по выращиванию рассады цветов. Дети перенимали опыт, начиная с подготовки почвы для сеяния семян, полива и ухода за рассадой. Дети бережно, с любовью ухаживали за рассадой, зарисовывали этапы роста. Дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. С целью привития у детей знаний и умений по выращиванию рассады педагоги проводили с детьми образовательные занятия, дидактические игры. В процессе этой деятельности у детей появились представления о том, как необходимо ухаживать за рассадой, в какое время её поливать, подкармливать, какие условия для роста и развития нужно создавать и какая, роль при этом отводится человеку.
3. Основной этап
Третий этап акции из-за климатических условий нашего региона затянулся. В середине мая не на всех участках ДОУ высажены цветы. Педагоги, дети и родители постепенно высаживают рассаду цветов на клумбы. Дети учатся ухаживать за цветами уже непосредственно в той среде, в которой растут цветы. Педагоги уточняют знания детей о способах выращивания растений, знакомят с приёмами высадки растений, воспитывают ответственность, желание ухаживать за растениями, делать участок группы красивым. Любовь к природе и заботливое отношение к ней закладывается у детей только тогда, когда они видят примеры ежедневного, внимательного и заботливого отношения со стороны взрослых – воспитателей и родителей.
Основной этап
Подходит к концу первый летний месяц. Клумбы на участках каждой возрастной группы преобразились, зацвели . Устройство цветников не только украшает территорию детского сада, но и позволяет проводить занятия с детьми, приучая их наблюдать за природой и ухаживать за растениями Цветущие растения создают прекрасную визуальную среду: развивают восприятие, благотворно влияют на психику, улучшают настроение, вызывают положительные эмоции. Наблюдение за цветами, уход за ними: рыхление почвы, прополка сорняков, полив, создаёт предпосылки у наших дошкольников для активизации познавательно - исследовательской деятельности, активизации речи, внимания, памяти, формирования навыков труда в природе, воспитания любви к родному краю и бережного отношения к природе, формирования экологической культуры, развития эстетического вкуса. Дошкольники прослеживаются особенности взаимосвязи растений с условиями их жизни. Воспитатели включают наблюдения эстетического характера: дети учатся замечать красоту растений, которая проявляется только в благоприятных условиях. Таким образом, они начинают понимать эстетику живого с экологических позиций: красивое растение – это здоровое растение, которое находится в среде, полностью соответствующей его потребностям.
4. Дополнительный этап
В середине лета в рамках международной программы «Эко-школы/Зеленый флаг МДОУ «Детский сад № 12» стал активным участником межрегиональной акции «Разноцветное лето».
С целью популяризации экологического образования, приобщения детей к природе был проведен одноименный познавательный онлайн-марафон в сети «Контакт» для детей и их родителей. В экологическом марафоне приняло участие большое количество семей воспитанников (в возрасте от 2-х до 7 лет). Цель данного марафона состояла в том, чтобы в период летних отпусков направить родителей на продуктивный и учебно – познавательный отдых с детьми, тем самым скоординировав работу по воспитанию и экологическому просвещению детей и их родителей, формированию ответственного, бережного отношения к природе, трудолюбию, развитию эмоциональной составляющей гармонично развивающейся личности дошкольника.
Марафон включал в себя цикл заданий как информационной, так и продуктивной направленности.
Дети и их родители очень заинтересованно подошли к выполнению и получению увлекательных заданий педагогов. Все они с огромным желанием высылали фотоотчеты о проделанных успехах, делились результатами, советовались, проявляли поддержку другим участникам марафона. Таким образом, дети получили интересный опыт продуктивного взаимодействия с родителями, а родители в сою очередь интересные идеи занятий с дошкольниками. А у педагогов появилась еще одна возможность вести эколого – просветительскую работу в режиме онлайн.
5. Итоговый.
Вот и настала пора подводить итоги. За окном уже сентябрь и многие наши цветы, выращенные в течение лета, уже дали семена. Ребята подготовительной группы собрали семена и торжественно передали эстафету юным садоводам из старшей группы. Как оказалось, многие из детей на своих дачах тоже уже собирали семена цветов для последующей посадки весной. Поэтому они с большой готовностью рещили принести и свои семена в детский сад и обменяться с ребятами из других групп. Ну а весной мы вновь будем выращивать рассаду и учиться делать нашу Планету еще красивее, добрее и разноцветнее!