Важнейшей составляющей профессиональной деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения является педагогический мониторинг, направленный на оценку результатов освоения детьми образовательной программы. Мониторинг — относительно новое для системы дошкольного образования понятие. В отличие от диагностики, в ходе которой дается оценка тем или иным личностным качествам детей, их знаниям и навыкам, результативности педагогического процесса, мониторинг нацелен на отслеживание динамики и условий развития личностных качеств воспитанников, особенностей течения педагогического процесса. Диагностика проводится периодически, как правило, в начале и в конце учебного года, мониторинг отличается систематичностью и непрерывностью.
Образовательный процесс в группах детского сада в 2017 – 2018 учебном году строился по ООП дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад № 12"
Мониторинг образовательного процесса (мониторинг освоения образовательной программы) проводится педагогами, ведущими занятия с дошкольниками.
Мониторинг разработан с целью оптимизации образовательного процесса . Это достигается путем использования общепринятых критериев развития детей данного возраста и уровневым подходом к оценке достижений ребенка по принципу: чем ниже балл, тем больше внимания нужно обратить на развитие ребенка или организации педагогического процесса в группе детей. Система мониторинга содержит 5 образовательных областей, соответствующих Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольною образования, приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художествснно- эстетичсскос развитие», «Физическое развитие», что позволяет комплексно оценить качество образовательной деятельности в группе и при необходимости индивидуализировать его для достижения достаточного уровня освоения каждым ребенком содержания образовательной программы учреждения.
Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями по образовательным областям:
- балл – ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;
- балла ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;
- балла — ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;
- балла — ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки;
- баллов — ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.
С помощью средств мониторинга образовательного процесса можно оценить степень продвижения дошкольника в образовательной программе. Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, анализ продуктов детской деятельности и специальные педагогические пробы, организуемые педагогом. Данные о результатах мониторинга заносятся в специальную карту развития ребенка в рамках образовательной программы. Мониторинг освоения ООП позволяет оценить эффективность образовательной программы и организацию образовательного процесса в группе и в целом в детском саде.
По итогам мониторинга, дети показали положительный результат, программный материал усвоен детьми всех возрастных групп по всем разделам на хорошем уровне.
Можно сделать следующий вывод: такие результаты были достигнуты благодаря осуществлению личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку, при взаимодействии педагогов детского сада, медицинского персонала и родителей, включение различных видов деятельности в учебно-воспитательный процесс, уделялось большое внимание индивидуальным формам работы с детьми .
Мониторинг образовательной деятельности выпускников ДОУ за 2017-2018 учебный год
Основной задачей работы с детьми подготовительных групп было определение психологической готовности детей к школе : психологическая диагностика, консультирование воспитателей и родителей по результатам диагностики.
Используемые методики: Диагностическая беседа, наблюдение, интервьюирование воспитателей, анкетирование родителей.
- Для определения уровня развития мышления : методика « Четвертый лишний», « Простые аналогии», «Установление последовательности картинок», невербальное установление логической последовательности.
- Для определения объёма слуховой памяти: тест Лурии на кратковременную слуховую память «10 слов».
- Для определения уровня восприятия: « разрезная картинка», конструирование.
- Для определения развития внимания комплексные тесты: «Самое непохожее», «Корректурная проба», наблюдение .
- Для определения зрительно-моторной координации: тест Бендер.
- Для определения самооценки: тест «Лесенка».
- Для определения отношения к школе и изучение преобладающей мотивации, наличия установок на школьное обучение: тест «Рисунок школы» (А.И.Баркан) ,стандартная беседа Т.А.Нежновой, методика «Определение мотивов учения у старших дошкольников» (М.Р. Гинзбург).
Всего обследовано 58 выпускников ДОУ.
- Из них:
- высокий уровень - 23 человека (39,6 %)
- Средний – 28 человек (48,4%)
- ниже среднего (норма) – 6 человек (10,3%)
- низкий - 1 человек (1,7%)
В результате проведенной работы и диагностики можно сделать заключение о достаточно хорошей интеллектуальной, мотивационной и психологической готовности детей к школе:
Таким образом, большая часть ребят подготовительной группы -51 человек (88 %) готовы к обучению в школе. У 6 детей уровень готовности ниже среднего и с низким уровнем готовности к обучению в школе выявлен 1 ребенок. Это объясняется тем, что: 1) дети изначально имеют свой уровень развития, связанный с осложненным анамнезом, с отклонениями в нервно-психическом развитии, особенностями рождения; 2) с психологической незрелостью детей, повышенной гиперактивностью и снижением внимания, 3) с недостаточной сформированностью учебной мотивации и преобладанием игровой.
Годовой отчет учителя-логопеда МДОУ " Детского сада № 12"
- Коррекционно-логопедическая работа строилась на основе годового плана и обеспечивалась четкой организацией образовательного процесса:
- - своевременным проведением обследования, рациональным составлением расписания совместной работой со специалистами и воспитателями и родителями, оснащением коррекционного процесса наглядными и методическими пособиями.
- Целью работы являлось воспитание у детей четкой и правильной речи, коррекция речевых нарушений.
Итоги коррекционно-развивающей работы
В начале учебного года согласно протоколу № 4 ПМПк от 16.06.2013г. был сформирован список из 32 детей подготовительных групп с нарушениями звукопроизношения.
Он включал:
- ФФНР или ФНР дислалия – 25 детей
- ФФНР или ФНР дизартрия – 5 детей
- ОНР 3-4 ур.р.р. – 2 ребенка
По итогам проведенной коррекционной работы выпущено:
- с чистой речью -29 детей
- Из них 4 детям требуется помощь в автоматизации поставленного звука «Р» в самостоятельную речь (звук автоматизирован в словах и предложениях)
- со значительными улучшениями – 2 ребенка
- с незначительными улучшениями – 1 ребенок
- Кроме этого 1 раз в неделю проводилась профилактическая групповая работа с 19 детьми старшего возраста, направленная на развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания, фонематического слуха.
Профилактическая работа: В течение учебного года проводилась профилактическая работа, направленная на диагностику речевого развития детей и раннее выявление ТНР.
- Обследовано:
- 51 ребенок младшего возраста
- 76 детей среднего возраста
- 52 ребенка старшего возраста
- 49 детей подготовительных групп.
- Выявлено:
- 6 детей с ЗРР,
- 4 ребенка с ОНР,
- подлежащих направлению на ПМПк.
- В течение учебного года направлено:
- На ПМПК – 6 детей
- К неврологу – 4 ребенка
- К отоларингологу – 2 ребенка