Меню сайта
 
Мониторинг образовательного процесса
 

        Важнейшей составляющей профессиональной деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения является педагогический мониторинг, направленный на оценку результатов освоения детьми образовательной программы. Мониторинг — относительно новое для системы дошкольного образования понятие. В отличие от диагностики, в ходе которой дается оценка тем или иным личностным качествам детей, их знаниям и навыкам, результативности педагогического процесса, мониторинг нацелен на отслеживание динамики и условий развития личностных качеств воспитанников, особенностей течения педагогического процесса. Диагностика проводится периодически, как правило, в начале и в конце учебного года, мониторинг отличается систематичностью и непрерывностью.

     Образовательный процесс  в  группах детского сада в 2017 – 2018 учебном году строился по ООП  дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного учреждения  "Детский  сад № 12"

       Мониторинг образовательного процесса (мониторинг освоения образовательной программы) проводится педагогами, ведущими занятия с дошкольниками.

Мониторинг  разработан с целью оптимизации образователь­ного процесса . Это достигается путем использования обще­принятых критериев развития детей данного возраста и уровневым подхо­дом к оценке достижений ребенка по принципу: чем ниже балл, тем боль­ше внимания нужно обратить на развитие ребенка или организации педагогического процесса в группе детей. Система мониторинга содержит 5 образовательных облас­тей, соответствующих Федеральному государственному образовательно­му стандарту дошкольною образования, приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года: «Социально-коммуникативное раз­витие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художествснно- эстетичсскос развитие», «Физическое развитие», что позволяет комплексно оценить качество образовательной деятельности в группе и при необходимо­сти индивидуализировать его для достижения достаточного уровня освоения каждым ребенком содержания образовательной программы учреждения.

Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями по образовательным облас­тям:

  1. балл – ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;
  2. балла ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые парамет­ры оценки;
  3. балла — ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помо­щью взрослого;
  4. балла — ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки;
  5. баллов — ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.

     С помощью средств мониторинга образовательного процесса можно оценить степень продвижения дошкольника в образовательной программе. Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, анализ продуктов детской деятельности и специальные педагогические пробы, организуемые педагогом. Данные о результатах мониторинга заносятся в специальную карту развития ребенка в рамках образовательной программы. Мониторинг освоения ООП   позволяет оценить эффективность образовательной программы и организацию образовательного процесса в группе и в целом в детском саде.

    По итогам мониторинга, дети показали положительный результат,  программный материал усвоен детьми всех возрастных групп по всем разделам на хорошем уровне.

Можно сделать следующий вывод:  такие результаты были достигнуты благодаря осуществлению  личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку, при взаимодействии педагогов детского сада, медицинского персонала и родителей, включение различных видов деятельности в учебно-воспитательный процесс, уделялось большое внимание  индивидуальным формам работы с детьми .

 

    Мониторинг образовательной деятельности  выпускников  ДОУ за 2017-2018 учебный год

Основной задачей работы с детьми подготовительных групп было определение психологической готовности  детей к школе : психологическая диагностика, консультирование воспитателей и родителей по результатам диагностики.

Используемые методики: Диагностическая беседа, наблюдение, интервьюирование воспитателей,  анкетирование родителей.

  • Для определения уровня развития мышления : методика « Четвертый лишний», « Простые  аналогии», «Установление последовательности картинок», невербальное установление логической последовательности.
  • Для определения объёма слуховой памяти: тест Лурии на кратковременную слуховую память «10 слов».
  •  Для определения уровня восприятия: « разрезная картинка», конструирование.
  • Для определения развития внимания комплексные тесты: «Самое непохожее», «Корректурная проба», наблюдение .
  • Для определения зрительно-моторной координации: тест Бендер.
  • Для определения самооценки: тест «Лесенка».
  • Для определения отношения к школе и изучение преобладающей мотивации, наличия установок на школьное обучение: тест «Рисунок школы» (А.И.Баркан) ,стандартная беседа  Т.А.Нежновой, методика «Определение мотивов учения у старших дошкольников» (М.Р. Гинзбург).

Всего обследовано  58  выпускников ДОУ.    

  • Из них:
  •  высокий уровень -  23 человека (39,6 %)
  •  Средний –  28  человек (48,4%)
  •  ниже среднего (норма) – 6 человек (10,3%)
  •  низкий -  1 человек (1,7%)

         В результате проведенной работы и диагностики можно сделать заключение о достаточно хорошей интеллектуальной, мотивационной и психологической готовности детей к школе:
         Таким образом, большая часть ребят подготовительной группы -51 человек  (88 %) готовы к обучению в школе. У 6 детей уровень готовности ниже среднего и с низким уровнем готовности к обучению в школе выявлен 1 ребенок. Это объясняется тем, что: 1) дети  изначально имеют свой уровень развития, связанный с осложненным анамнезом, с отклонениями в нервно-психическом развитии, особенностями рождения; 2) с психологической  незрелостью детей,  повышенной гиперактивностью и снижением внимания, 3) с недостаточной сформированностью учебной мотивации и преобладанием игровой.

Годовой отчет учителя-логопеда  МДОУ " Детского сада № 12"

  • Коррекционно-логопедическая работа строилась на основе годового плана и обеспечивалась  четкой организацией образовательного процесса:
  • -       своевременным  проведением  обследования,  рациональным составлением расписания совместной работой со специалистами и воспитателями и родителями,  оснащением коррекционного процесса наглядными и методическими пособиями.
  • Целью работы являлось воспитание у детей четкой и правильной речи, коррекция речевых нарушений.

Итоги коррекционно-развивающей работы

В начале учебного года согласно протоколу № 4 ПМПк  от 16.06.2013г. был сформирован список из 32 детей подготовительных групп  с нарушениями звукопроизношения.

Он включал:

  • ФФНР или ФНР дислалия – 25 детей
  • ФФНР или ФНР дизартрия – 5 детей
  • ОНР 3-4 ур.р.р. – 2 ребенка

По итогам проведенной коррекционной работы выпущено:

  • с чистой речью -29 детей
  • Из них 4 детям требуется помощь в автоматизации поставленного звука «Р»  в самостоятельную речь (звук автоматизирован в словах и предложениях)
  • со значительными улучшениями – 2 ребенка
  • с незначительными улучшениями – 1 ребенок
  •  Кроме этого 1 раз в неделю проводилась профилактическая групповая работа с  19 детьми старшего возраста, направленная на развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания, фонематического слуха.

Профилактическая работа:   В течение учебного года проводилась профилактическая работа, направленная на диагностику речевого развития детей и раннее выявление ТНР.

  •                   Обследовано:
  • 51 ребенок младшего возраста
  • 76 детей среднего возраста
  • 52 ребенка старшего возраста
  • 49 детей подготовительных групп.
  •                  Выявлено:
  • 6 детей с ЗРР,
  • 4 ребенка с ОНР,
  • подлежащих направлению на ПМПк.
  •                 В течение учебного года направлено:
  • На ПМПК – 6 детей
  • К неврологу – 4 ребенка
  • К отоларингологу – 2 ребенка