Меню сайта
Мониторинг образовательного процесса

        Важнейшей составляющей профессиональной деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения является педагогический мониторинг, направленный на оценку результатов освоения детьми образовательной программы. Мониторинг — относительно новое для системы дошкольного образования понятие. В отличие от диагностики, в ходе которой дается оценка тем или иным личностным качествам детей, их знаниям и навыкам, результативности педагогического процесса, мониторинг нацелен на отслеживание динамики и условий развития личностных качеств воспитанников, особенностей течения педагогического процесса. Диагностика проводится периодически, как правило, в начале и в конце учебного года, мониторинг отличается систематичностью и непрерывностью.

           Мониторинг образовательного процесса (мониторинг освоения образовательной программы) проводится воспитателями, специалистами детского сада.

     С помощью средств мониторинга образовательного процесса  оценивается степень продвижения дошкольника в образовательной программе. Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, анализ продуктов детской деятельности и специальные педагогические пробы, организуемые педагогом. Данные о результатах мониторинга заносятся в специальную карту развития ребенка в рамках образовательной программы. Мониторинг освоения ОП  ДОУ позволяет оценить эффективность образовательной программы и организацию образовательного процесса в группе и в целом в детском саду.

      Мониторинг образовательной деятельности  выпускников  ДОУ за 2023-2024 учебный год

Педагогическая диагностика достижений планируемых результатов направлена на изучение деятельностных умений ребенка, его интересов, предпочтений, склонностей, личностных особенностей, способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Она позволяет выявлять особенности и динамику развития ребенка, составлять на основе полученных данных индивидуальные образовательные маршруты освоения образовательной программы, своевременно вносить изменения в планирование, содержание и организацию образовательной деятельности. Педагогическая диагностика индивидуального развития детей проводится педагогом в произвольной форме на основе малоформализованных диагностических методов: наблюдения, свободных бесед с детьми, анализа продуктов детской деятельности (рисунков, работ по лепке, аппликации, построек, поделок и тому подобное), специальных диагностических ситуаций. При необходимости педагог может использовать специальные методики диагностики физического, коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического развития.

Результаты освоения детьми ОП ДОУ:

Образовательные направления

Физическое развитие

Социально – коммуникативное развитие

Речевое развитие

Познавательное развитие

Художественно – эстетическое развитие

Выполнение программы в %

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

89%

97%

80%

93%

87%

95%

88%

98%

90%

98%

Вывод: Из анализа результатов диагностики педагоги делают вывод об эффективности педагогического процесса, который напрямую связан с уровнем освоения детьми содержания образовательной программы. Результаты педагогического анализа индивидуального развития обучающихся,  показывают преобладание детей с высоким и средним уровнем развития при прогрессирующей динамике на конец учебного года, что доказывает результативность образовательной деятельности в ДОУ. Образовательная программа дошкольного образования детьми ДОУ  успешно освоена по всем пяти образовательным областям.

Хорошие результаты достигнуты благодаря использованию в работе методов, способствующих развитию самостоятельности, познавательных интересов детей, созданию проблемно – поисковых ситуаций, использованию эффективных здоровьесберегающих технологий и обогащению развивающей предметно – пространственной среды.  Выполнение детьми программы осуществляется на хорошем уровне и в полном объеме. Индивидуальное сопровождение воспитанников в ДОУ планируется с учетом индивидуальных особенностей развития, состояния здоровья, способностей и интересов воспитанников. Также планируется индивидуальная работа с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ) через  интеграцию деятельности всех педагогических работников и  родителей.

Образовательный процесс в ДОУ организован в соответствии с требованиями, предъявляемыми ФГОС ДОО и направлен на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, предоставление равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка. Результатом осуществления образовательного процесса явилась качественная подготовка детей к обучению в школе.  Готовность дошкольника к обучению в школе характеризует достигнутый уровень психического развития до поступления в школу. Хорошие результаты достигнуты благодаря использованию в работе методов, способствующих развитию самостоятельности, познавательных интересов детей, созданию проблемно – поисковых ситуаций, использованию эффективных здоровьесберегающих технологий и обогащению развивающей предметно – пространственной среды.  Выполнение детьми программы осуществляется на хорошем уровне и в полном объеме.

Основной задачей мониторинга  детей   6-7 лет стояло определение готовности детей к школе: психологическая диагностика с целью выявления проблемных зон и их учета в дальнейшей образовательной деятельности, консультирование воспитателей и родителей по результатам диагностики.

Результаты психолого-педагогического обследования воспитанников подготовительных к школе группы, выпуск 2023-2024 уч. года

Диагностический инструментарий психологического обследования:

  1. методика Н. Н. Павловой «Экспресс-диагностика в детском саду: подготовительная группа»;
  2. оценка комплексной психологической зрелости воспитанников на поступление в школу согласно возрастной периодизации развития (по А.С.Выготсткому);
  3. тест С. В. Велиевой «Паровозик».

Целью реализации диагностического комплекса являлось определение уровня сформированности интеллектуальных и психоэмоциональных составляющих личности воспитанников, наличия у детей готовности принять ведущую деятельность как учебную (параметры школьной зрелости), сформированность внутренней позиции школьника. Важным аспектом, влияющим на восприятие информации педагогов, являлось понимание эмоционального благополучия детей и их потенциальный уровень личностного развития, что соответствует естественному стремлению к получению знаний (внутренней мотивации  на выполнение уч. действий).

Вывод по результату диагностики 2 подготовительных групп воспитанников общей численностью 53 чел. (26+27 чел.):

Интеллектуальное развитие детей соответствует возрастным нормативам выпускников дошкольного учреждения. У всех детей параметры психофизиологической зрелости сформированы согласно стандартизированным показателям возрастных нормативов психологической зрелости (за искл. 2 детей, которые остаются в ДОУ на следующий уч. год и 1 ребенка (мальчик) с особенностями психофизиологического развития). В числе детей, выпускающихся из д/сада в текущем уч. году присутствует 1 чел. (девочка) с выраженной интеллектуальной одаренностью.

Средние показатели познавательного развития обусловлены тем, что некоторые дети частично достигли параметров психоэмоциональной зрелости в соответствии с возрастом (прим. – рожденные осенью 2017г., на 01.09 им не исполнится 7 лет, т.е. психоэмоциональная перестройка на восприятие уч. деятельности, как ведущей, еще не наступит). Ввиду индивидуальных темпов развития воспитанников и наличия у части из них речевых дефектов, следует учесть то, что им труднее было осваивать программу, нежели норматипичным сверстникам, показавшим высокий уровень сформированности психических процессов.

Так, согласно возрастным показателям относительно периодизации прохождения кризиса возраста – 90,5% детей (зрелые) готовы к школьному обучению и 9,5% детей условно готовы к началу школьного обучения.

Эмоциональное состояние детей в группах оценивается как благоприятное. Небольшие отклонения от показателей эмоционально положительных оцениваются большей утомляемостью детей с ОВЗ к выполнению уч. нагрузок, недостаточным посещением ДОУ некоторых детей (прим. – им приходилось снова привыкать к условиям д/сада) а, также, конкретными временными показателями (прим. - физиология, социальные и внешние ситуации в день обследования, др.).

Ведущие мотивы у большинства детей с преобладанием учебного. Т.е., дети готовы к получению знаний и принятию позиции школьника. Те, воспитанники у которых кризис возраста проходит более эмоционально или имеется психоэмоциональный перегруз (прим. - в связи с дополнительным развитием вне д/сада) показывают большее стремление к игре, отдыху, получению мотивов в соответствии с возрастными потребностями. Также, дети с психоэмоциональной незрелостью (прим. - в 2 группах – 6 чел.), показывают недостаточные мотивы учения, что естественно для данного периода развития личности детей.

Результаты психолого-педагогического обследования воспитанников подготовительных к школе группы, выпуск 2023-2024 уч. года

 

Подготовительные к школе группы

Уровень сформированности психических процессов

Эмоциональный фон в группе

Наличие учебного мотива в выборе по М. Гинзбург

Психологическая зрелость на поступление в школу

В, %

С, %

Н, %

ППС,

%

НПС Н, %

НПС С, %

Уч. мотив присутствует

Смешанные мотивы (кризис)

Зрелые, %

Условно зрелые, %

Группа №11

81

19

---

81

15

4

63

37

100

---

Группа №12

66

30

4

81

11

8

69

31

81

19

Итого

по 2 группам

73,5%

24%

2%

81%

13 %

6%

66%

34%

90,5%

9,5%

     

В 2023-2024 учебном году коррекционная работа осуществлялась в девяти группах комбинированной направленности  на основании адаптированных образовательных программ.  На основании приказа ППк ДОУ

коррекционную помощь получали 96 детей с ОВЗ.

 Диагностическое направление работы 

В рамках этого направления проводилось углубленное обследование детей с ОВЗ. В ходе обследования выявлялись индивидуальные особенности развития и причины возникновения проблем в развитии, определялись коррекционные методики обучения детей с ОВЗ.  Первичное  обследование позволило судить об уровне речевого и познавательного развития детей, о том на каком уровне сформированы коммуникативные и регулятивные универсальные действия. По результатам обследования были определены  основные направления, содержание и методы коррекционной работы.

Кроме этого, диагностическое обследование в ПМПК с согласия законных представителей прошли 68 детей 2-6 лет с целью выявления ограниченных возможностей здоровья и определения образовательного маршрута.

Коррекционно-развивающее направление

Коррекционно-развивающая работа осуществлялась на группах детей 3-4, 4-5, 5-6, 6-7 лет на основании АОП ДО для ТНР, ЗПР, УО.

В содержание данного направления входили следующие аспекты:

 - выбор оптимальных для развития ребенка коррекционных программ, методик и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;

 - организация и проведение индивидуальных и групповых (подгрупповых) занятия по коррекции нарушений устной и письменной речи, а также развитию коммуникативных навыков детей.

В рамках этого направления работы реализованы индивидуальные коррекционно-развивающие  программы, составленные с учетом возраста и особенностей развития обучающихся, структуры дефекта, а так же оказание помощи педагогическому коллективу в индивидуализации развития, обучения и воспитания детей с ОВЗ.

Все занятия проводились в соответствии с перспективно-тематическим планированием и расписанием занятий.

Коррекционная  работа включала:

- развитие понимания обращенной речи;

- накопление и активизация словаря;

- формирование активной подражательной речевой деятельности;

- коррекция звукопроизношения;

- развитие фонематических процессов;

- коррекция недостатков лексико-грамматического строя речи;

- обогащение словаря;

- коррекция слоговой структуры;

- формирование связной речи, навыков построения связного высказывания.

- подготовка к обучению грамоте;

- развитие мелкой моторики и графомоторных навыков;

- развитие психических процессов: (внимания, памяти, мышления)

- развитие предметно-практической деятельности, игровой и познавательной деятельности;

- формирование сенсорных эталонов, математических, пространственных, временных представлений.

По итогам коррекционной работы выпущены в школу:

 19 детей с тяжелыми нарушениями речи:

- с чистой речью 15 детей

- со значительными улучшениями 4 ребенка.

Рекомендовано продолжить логопедическую коррекцию на следующей ступени образования;

1 ребенок  с ЗПР.

        73  детей 3-6 лет с ТНР, ЗПР, УО продолжат коррекционное обучение согласно заключениям ПМПК (на весь период обучения).

       3 ребенка направлены на ПМПК для повторного прохождения с целью уточнения образовательного маршрута.

Организационно-методическое направление работы

   В рамках этого направления осуществлялись следующие виды деятельности:

- разработка индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих программ (АОП);

 - оказание помощи воспитателям в составлении адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ, подборе дидактических и методических материалов к коррекционным занятиям;

-  ведение документации;

- повышение квалификации.

              На протяжении учебного года были оформлены следующие документы: речевые карты на каждого ребенка с речевыми нарушениями, перспективный и календарные планы работы, индивидуальные тетради на каждого ребенка, паспорт логопедического кабинета, журнал учёта посещаемости логопедических занятий, годовой отчет о результатах коррекционного обучения.

Консультативное  направление работы

В рамках этого направления в течение учебного года проводилось:

  – индивидуальные и групповые консультации родителей по вопросам речевого развития и коммуникации детей. Родители, по мере обращения и на родительских собраниях были ознакомлены с результатами обследования и динамикой речевого развития в процессе коррекционной работы, им давались рекомендации по выполнению домашней работы;

 -  индивидуальное консультирование по вопросам формирования психолого-педагогической компетентности родителей детей с ОВЗ, задействованных в инклюзивном процессе, по вопросам онтогенеза устной и письменной речи, проявлений нарушений речевой системы, подбора простейших приемов логопедической работы по коррекции речевых нарушений у детей;

-  консультирование педагогов и других участников образовательного процесса по вопросам речевого онтогенеза и дизонтогенеза, создания речевой развивающей среды, по возникающим проблемам, связанным с развитием обучением и воспитанием детей с ОВЗ (с нарушениями речи) в процессе реализации инклюзивной практики.    

 

 

 

 

 

Отчётный

период

 

 

 

 

Количество воспитанников с ОВЗ,

зачисленных в ДОУ

 

 

Количество воспитанников

с ТНР, выпущенных из группы

Количество

 воспитанников с  ОВЗ, переведенных на новый год обучения

 

Всего

 

Заключения

 

Всего

В школу

ТНР

УО

ЗПР

 

Ранний  возраст

22

21

0

1

0

0

22

1-й год

обучения

(дети 4-5 лет)

27

23

1

3

0

0

27

           2-й год

обучения

(дети 5-6 лет)

20

18

0

2

0

0

21

         3-й год

обучения

(дети 6-7 лет)

22

21

0

1

20

22

2