Меню сайта
Мониторинг образовательного процесса

        Важнейшей составляющей профессиональной деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения является педагогический мониторинг, направленный на оценку результатов освоения детьми образовательной программы. Мониторинг — относительно новое для системы дошкольного образования понятие. В отличие от диагностики, в ходе которой дается оценка тем или иным личностным качествам детей, их знаниям и навыкам, результативности педагогического процесса, мониторинг нацелен на отслеживание динамики и условий развития личностных качеств воспитанников, особенностей течения педагогического процесса. Диагностика проводится периодически, как правило, в начале и в конце учебного года, мониторинг отличается систематичностью и непрерывностью.

           Мониторинг образовательного процесса (мониторинг освоения образовательной программы) проводится воспитателями, специалистами детского сада.

     С помощью средств мониторинга образовательного процесса  оценивается степень продвижения дошкольника в образовательной программе. Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, анализ продуктов детской деятельности и специальные педагогические пробы, организуемые педагогом. Данные о результатах мониторинга заносятся в специальную карту развития ребенка в рамках образовательной программы. Мониторинг освоения ОП  ДОУ позволяет оценить эффективность образовательной программы и организацию образовательного процесса в группе и в целом в детском саду.

    По итогам мониторинга, дети показали положительный результат,  программный материал усвоен детьми всех возрастных групп по всем разделам на хорошем уровне.

Можно сделать следующий вывод:  такие результаты были достигнуты благодаря осуществлению  личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку, при взаимодействии педагогов детского сада, медицинского персонала и родителей, включение различных видов деятельности в учебно-воспитательный процесс, уделялось большое внимание  индивидуальным формам работы с детьми .

    Мониторинг образовательной деятельности  выпускников  ДОУ за 2022-2023 учебный год

Основной задачей работы с детьми подготовительных групп было определение психологической готовности  детей к школе : психологическая диагностика, консультирование воспитателей и родителей по результатам диагностики.

Используемые методики: Диагностическая беседа, наблюдение, интервьюирование воспитателей,  анкетирование родителей.

  • Для определения уровня развития мышления : методика « Четвертый лишний», « Простые  аналогии», «Установление последовательности картинок», невербальное установление логической последовательности.
  • Для определения объёма слуховой памяти: тест Лурии на кратковременную слуховую память «10 слов».
  •  Для определения уровня восприятия: « разрезная картинка», конструирование.
  • Для определения развития внимания комплексные тесты: «Самое непохожее», «Корректурная проба», наблюдение .
  • Для определения зрительно-моторной координации: тест Бендер.
  • Для определения самооценки: тест «Лесенка».
  • Для определения отношения к школе и изучение преобладающей мотивации, наличия установок на школьное обучение: тест «Рисунок школы» (А.И.Баркан) ,стандартная беседа  Т.А.Нежновой, методика «Определение мотивов учения у старших дошкольников» (М.Р. Гинзбург).

Всего обследован  81  выпускник ДОУ.    

Результаты освоения детьми ООП ДОУ за 2022-2023 учебный год:

Образовательные области

Физическое

развитие

Социально – коммуникативное развитие

Речевое

развитие

Познавательное

развитие

Художественно

-эстетическое

развитие

Выполнение программы в %

100%

98%

95%

98%

98%

Образовательный процесс в ДОУ организован в соответствии с требованиями, предъявляемыми ФГОС ДОО и направлен на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, предоставление равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка. Результатом осуществления образовательного процесса явилась качественная подготовка детей к обучению в школе.  Готовность дошкольника к обучению в школе характеризует достигнутый уровень психического развития до поступления в школу. Хорошие результаты достигнуты благодаря использованию в работе методов, способствующих развитию самостоятельности, познавательных интересов детей, созданию проблемно – поисковых ситуаций, использованию эффективных здоровьесберегающих технологий и обогащению развивающей предметно – пространственной среды.  Выполнение детьми программы осуществляется на хорошем уровне и в полном объеме.

Вывод: Образовательный процесс в ДОУ организован в соответствии с требованиями, предъявляемыми ФГОС ДОО и направлен на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, предоставление равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка.

Хорошие результаты достигнуты благодаря использованию в работе методов, способствующих развитию самостоятельности, познавательных интересов детей, созданию проблемно – поисковых ситуаций, использованию эффективных здоровьесберегающих технологий и обогащению развивающей предметно – пространственной среды.  Выполнение детьми программы осуществляется на хорошем уровне и в полном объеме. Индивидуальное сопровождение воспитанников в ДОУ планируется с учетом индивидуальных особенностей развития, состояния здоровья, способностей и интересов воспитанников. Также планируется индивидуальная работа с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ) через  интеграцию деятельности всех педагогических работников и  родителей.

Основной задачей мониторинга  детей   6-7 лет стояло определение готовности детей к школе: психологическая диагностика с целью выявления проблемных зон и их учета в дальнейшей образовательной деятельности, консультирование воспитателей и родителей по результатам диагностики.

Уровень готовности детей подготовительных групп к школе:

Основной задачей мониторинга детей 6-7 лет стояло определение готовности детей к школе: психологическая диагностика с целью выявления проблемных зон и их учета в дальнейшей образовательной деятельности.

В группах комбинированной направленности для детей 6-7 лет №5 и №9 и группе комбинированной направленности для детей 5-6 лет №11 (1 выпускник),проведен мониторинг (обследование уровня сформированности психических процессов) по стандартизированной методике Н.Н. Павловой «Экспресс-диагностика в детском саду», в динамике, с учетом показателей на начало и конец 2022-2023 учебного года.

В данный образовательный период с детьми указанных групп реализованы групповые развивающие занятия психолого-просветительской и коррекционно-развивающей направленности по программе Н.Ю.Куражевой «Цветик-семицветик: приключения будущих первоклассников» (Изд. «Речь», 2016) с целью формирования естественной мотивации учения и снижения уровня тревожности, связанной с принятием нового социального статуса. Это позволило положительно повлиять на формирование внутренней позиции школьника и внутреннего плана действия, которые, как правило, отчетливо проявляются после завершения кризиса возраста (между 7 и 8 годами у ребенка). В связи с тем, что некоторые показатели мотивационной готовности еще не полностью сформированы, у большинства детей мотивация неустойчивая (смешанная) по методике Гинзбург. Но, есть воспитанники, которые выбирают уверенно учебные виды деятельности, как приоритетные.

С детьми, нуждающимися в коррекции, реализованы занятия по развитию интеллектуальной (психические процессы) составляющей (показавшие по результатам диагностики на начало учебного года низкий уровень развития), работа с энергизацией и мотивацией учения, развитие эмоциональной сферы, преодоление личностных трудностей, гармонизация эмоционального состояния.

Для понимания уровня эмоциональной зрелости и психологического климата в детских коллективах проведена методика С.В.Велиевой «Паровозик» и тест на распознавание эмоций, определение критичности мышления. Также, оценен потенциал развития детей и их перспективные возможности в освоении школьной программы.

Результаты психолого-педагогического обследования воспитанников подготовительных к школе группы, выпуск 2022-2023 уч. года

Диагностический инструментарий психологического обследования:

  1. методика Н. Н. Павловой «Экспресс-диагностика в детском саду: подготовительная группа»;
  2. тест М. Р. Гинзбург «Определение доминирующих мотивов учения»;
  3. тест С. В. Велиевой «Паровозик».

Целью реализации диагностического комплекса являлось определение уровня сформированности интеллектуальных и психоэмоциональных составляющих личности воспитанников, наличия у детей готовности принять ведущую деятельность как учебную (параметры школьной зрелости), сформированность внутренней позиции школьника. Важным аспектом, влияющим на восприятие информации педагогов, являлось понимание эмоционального благополучия детей и их потенциальный уровень личностного развития, что соответствует естественному стремлению к получению знаний (внутренней мотивации  на выполнение уч. действий).

Результаты психолого-педагогического обследования групп воспитанников по диагностическому комплексу, приведенному выше:

Подготовительные к школе группы

Уровень сформированности психических процессов

Эмоциональный фон

в группе

Ведущие мотивы

В, %

СР, %

Н, %

ППС, %

НПС Н, %

НПС С-В, %

Наличие уч. мотива, %

Смешанные, %

Группа №5

71

29

0

96

4

0

50

50

Группа №9

67

32

1

86

4

10

64

36

Итого по 2 группам

69

30

1

90

4

6

58

42

Вывод по результату диагностики 2 подготовительных групп воспитанников (52 чел.):

Интеллектуальное развитие детей соответствует возрастным нормативам выпускников дошкольного учреждения. У всех детей параметры психофизиологической зрелости сформированы согласно норм и стандартизированных показателей возрастных нормативов психологической зрелости (за искл. 1 ребенка, который остается в ДОУ на следующий уч. год).

Средние показатели познавательного развития обусловлены тем, что некоторые дети частично достигли параметров психоэмоциональной зрелости в соответствии с возрастом (прим. – рожденные летом 2016г., на 01.09 им не исполнится 7.6 лет, т.е. психоэмоциональная перестройка на восприятие уч. деятельности, как ведущей, еще не наступит). Ввиду индивидуальных темпов развития воспитанников и наличия у части из них речевых дефектов, следует учесть то, что им труднее было осваивать программу, нежели норматипичным сверстникам, показавшим высокий уровень сформированности психических процессов.

Эмоциональное состояние детей в группах оценивается как благоприятное. Небольшие отклонения от показателей эмоционально положительных оцениваются большей утомляемостью детей с ОВЗ к выполнению уч. нагрузок, недостаточным посещением ДОУ некоторых детей (прим. – им приходилось снова привыкать к условиям д/сада) а, также, конкретными временными показателями (прим. - физиология, социальные и внешние ситуации в день обследования, др.).

Ведущие мотивы у большинства детей с преобладанием учебного. Т.е., дети готовы к получению знаний и принятию позиции школьника. Те, воспитанники у которых кризис возраста проходит более эмоционально или имеется психоэмоциональный перегруз (прим. - в связи с дополнительным развитием вне д/сада) показывают большее стремление к игре, отдыху, получению мотивов в соответствии с возрастными потребностями. Также, дети с психоэмоциональной незрелостью (прим. - в 2 группах – 6 чел.), показывают недостаточные мотивы учения, что естественно для данного периода развития личности детей.

         Коррекционно- логопедическая работа

  • Коррекционно-логопедическая работа строилась на основе годового плана и обеспечивалась  четкой организацией образовательного процесса:
  • -       своевременным  проведением  обследования,  рациональным составлением расписания совместной работой со специалистами и воспитателями и родителями,  оснащением коррекционного процесса наглядными и методическими пособиями.
  • Целью работы являлось воспитание у детей четкой и правильной речи, коррекция речевых нарушений.

В 2022-2023 учебном году коррекционная работа осуществлялась в семи группах комбинированной направленности на основании адаптированных образовательных программ для детей с ТНР. На основании приказа ППк ДОУ коррекционную помощь получали 74 ребенка с ОВЗ.

Диагностическое направление работы

В рамках этого направления проводилось углубленное изучение детей с ОВЗ. В ходе обследования выявлялись индивидуальные особенностей развития и причины возникновения проблем в развитии, определялись коррекционные методики обучения детей с ОВЗ. Первичное обследование позволило судить об уровне речевого и познавательного развития детей, о том на каком уровне сформированы коммуникативные и регулятивные  универсальные действия. По результатам обследования были определены основные направления, содержание и методы коррекционной работы.

Кроме этого, диагностическое обследование с согласия законных представителей прошли 54 ребенка 3-5 лет с целью выявления ограниченных возможностей здоровья и направления на ПМПК.

Коррекционно-развивающее направление

В содержание данного направления входили следующие аспекты:

  • выбор оптимальных для развития ребенка коррекционных программ, методик и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
    • организация и проведение индивидуальных и групповых (подгрупповых) занятия по коррекции нарушений устной и письменной речи, а также развитию коммуникативных навыков детей.

В рамках этого направления работы реализованы индивидуальные коррекционно- развивающие программы, составленные с учетом возраста и особенностей развития обучающихся, структуры дефекта, а так же оказание помощи педагогическому коллективу в индивидуализации развития, обучения и воспитания детей с ОВЗ.

Все занятия проводились в соответствии с перспективно-тематическим планированием и расписанием занятий.

Коррекционная работа включала:

    1. Развитие устной речи:
    • коррекция звукопроизношения;
    • развитие фонематических процессов;
    • коррекция недостатков лексико-грамматического строя речи;
    • обогащение словаря;
    • формирование связной речи, навыков построения связного высказывания.
    • подготовка к обучению грамоте;
    • развитие мелкой моторики и графомоторных навыков;
    • развитие психических процессов: (внимания, памяти, мышления).

По итогам коррекционной работы выпущены в школу 24 ребенка с тяжелыми нарушениями речи:

    • с чистой речью 20 детей
    • со значительными улучшениями (автоматизация звука) 4 ребенка.

50 детей 4-6 лет с ТНР и ЗПР продолжат коррекционное обучение согласно заключениям ПМПК (на весь период обучения).