Основные характеристики особенностей развития детей раннего возраста (от 2 до 3 лет)
- На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Основной является предметная деятельность, появляется и расширяется социальное общение ребёнка со взрослым и сверстниками; развивается восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.
- Развитие предметной деятельности связано с расширением диапазона культурных способов действия с различными предметами.
- Появляется произвольность поведения, ребенок начинает подражать взрослому, регулировать свои действия, ориентируясь на оценку взрослого.
- В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации.
- Количество понимаемых и используемых слов значительно возрастает. Дети начинают использовать речь в качестве регулятора поведения.
- Интенсивно развивается активная речь детей. К трём годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре с взрослыми используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1 000 – 1 500 слов.
- К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребёнка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.
-Игра носит процессуальный характер, главное в ней – действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближёнными к реальности. В середине третьего года жизни появляются действия с предметами заместителями.
- В этом возрасте появляется интерес к изобразительной деятельности, дети начинают много и с удовольствием рисовать, называют свой рисунок. Типичным является изображение человека в виде «головонога» окружность и отходящие от неё линий.
- На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые восприятие, у детей начинают формироваться сенсорные эталоны, осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету.
- Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трём годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.
- Основной формой мышления становится наглядно – действенное. Ребенок с желанием манипулирует с предметами, повторяя и закрепляя усвоенные и пробует другие способы использования предметов.
- Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность, подчиненность своим чувствам и желаниям. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. К трем годам у ребенка появляются зачатки самосознания, он ждет признания со стороны взрослых.
- У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трёх лет. Ребёнок осознаёт себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым .