Меню сайта

Соломенникова О. А  ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРИРОДОЙ В ДЕТСКОМ САДУ. Издательство «МОЗАИКА-СИНТЕЗ»,  М, 2017

 

Цель программного раздела – ознакомление дошкольников с явлениями природы и особенностями взаимоотношения человека с окружающей средой, формирование экологической культуры.

Задачи:

  • уточнение, систематизация и углубление знаний о растениях, животных и природных явлениях;
  • формирование знаний о жизненно необходимых условиях для человека, животных и растений (питание, рост, развитие);
  • формирование представлений о причинно-следственных связях внутри природного комплекса;
  • развитие гуманного эмоционально-доброжелательного и бережного отношения к окружающему миру;
  • формирование потребности заботиться об экологической чистоте своего двора, участка детского сада, группы, города (поселка, деревни и т. д.);
  • формирование осознанного отношения к себе как к активному субъекту окружающего мира;
  • ознакомление с природными факторами, влияющими на здоровье человека;
  • формирование привычки рационально использовать природные ресурсы;
  • формирование умения правильно взаимодействовать с окружающим миром (экологически грамотное поведение);
  • развитие познавательного интереса к окружающему миру;
  • формирование нравственно-эстетического отношения к окружающей действительности.

Экологическая культура личности предполагает наличие у человека определенных знаний и убеждений, готовность к деятельности, а также владение практическими действиями, согласующимися с требованиями разумного, бережного отношения к природе.

Экологическая культура включает в себя следующие компоненты:

  • экологические знания и умения;
  • экологическое мышление;
  • ценностные ориентации;
  • экологически оправданное поведение.

Особое внимание при работе с дошкольниками следует уделять нравственному воспитанию: формированию бережного отношения к живой и неживой природе, гуманного отношения к окружающим.

Для реализации целей и задач раздела предусматривается следование принципам: системности; сезонности; возрастной адресности; интеграции; координации деятельности педагогов; преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи.

Систематическое и последовательное знакомство с окружающим миром развивает речь, память, мышление, воображение и способствует всестороннему развитию ребенка.

В дошкольном учреждении должны быть созданы условия для целенаправленной, разносторонней деятельности педагога и детей, способствующей воспитанию гуманистической ориентации личности подрастающего поколения. Эта задача может решаться через взаимодействие педагога и детей с миром природы в процессе экологического образования и воспитания, в структуре целостного педагогического процесса. Знакомить дошкольников с природой в дошкольной организации можно в в групповой комнате, в уголке природы, на территории детского сада (в огороде, в цветнике, в уголке леса, поля и сада) и за ее пределами (если есть такая возможность).