Меню сайта
Мониторинг образовательного процесса

        Важнейшей составляющей профессиональной деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения является педагогический мониторинг, направленный на оценку результатов освоения детьми образовательной программы. Мониторинг — относительно новое для системы дошкольного образования понятие. В отличие от диагностики, в ходе которой дается оценка тем или иным личностным качествам детей, их знаниям и навыкам, результативности педагогического процесса, мониторинг нацелен на отслеживание динамики и условий развития личностных качеств воспитанников, особенностей течения педагогического процесса. Диагностика проводится периодически, как правило, в начале и в конце учебного года, мониторинг отличается систематичностью и непрерывностью.

           Мониторинг образовательного процесса (мониторинг освоения образовательной программы) проводится воспитателями, специалистами детского сада.

     С помощью средств мониторинга образовательного процесса  оценивается степень продвижения дошкольника в образовательной программе. Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, анализ продуктов детской деятельности и специальные педагогические пробы, организуемые педагогом. Данные о результатах мониторинга заносятся в специальную карту развития ребенка в рамках образовательной программы. Мониторинг освоения ОП  ДОУ позволяет оценить эффективность образовательной программы и организацию образовательного процесса в группе и в целом в детском саду.

      Мониторинг образовательной деятельности  выпускников  ДОУ за 2024-2025 учебный год

Педагогическая диагностика достижений планируемых результатов направлена на изучение деятельностных умений ребенка, его интересов, предпочтений, склонностей, личностных особенностей, способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Она позволяет выявлять особенности и динамику развития ребенка, составлять на основе полученных данных индивидуальные образовательные маршруты освоения образовательной программы, своевременно вносить изменения в планирование, содержание и организацию образовательной деятельности. Педагогическая диагностика индивидуального развития детей проводится педагогом в произвольной форме на основе малоформализованных диагностических методов: наблюдения, свободных бесед с детьми, анализа продуктов детской деятельности (рисунков, работ по лепке, аппликации, построек, поделок и тому подобное), специальных диагностических ситуаций. При необходимости педагог может использовать специальные методики диагностики физического, коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического развития.

Результаты освоения детьми ОП ДОУ:

Образовательные направления

Физическое развитие

Социально – коммуникативное развитие

Речевое развитие

Познавательное развитие

Художественно – эстетическое развитие

Выполнение программы в %

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

89%

97%

80%

93%

87%

95%

88%

98%

90%

98%

Вывод: Из анализа результатов диагностики педагоги делают вывод об эффективности педагогического процесса, который напрямую связан с уровнем освоения детьми содержания образовательной программы. Результаты педагогического анализа индивидуального развития обучающихся,  показывают преобладание детей с высоким и средним уровнем развития при прогрессирующей динамике на конец учебного года, что доказывает результативность образовательной деятельности в ДОУ. Образовательная программа дошкольного образования детьми ДОУ  успешно освоена по всем пяти образовательным областям.

Хорошие результаты достигнуты благодаря использованию в работе методов, способствующих развитию самостоятельности, познавательных интересов детей, созданию проблемно – поисковых ситуаций, использованию эффективных здоровьесберегающих технологий и обогащению развивающей предметно – пространственной среды.  Выполнение детьми программы осуществляется на хорошем уровне и в полном объеме. Индивидуальное сопровождение воспитанников в ДОУ планируется с учетом индивидуальных особенностей развития, состояния здоровья, способностей и интересов воспитанников. Также планируется индивидуальная работа с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ) через  интеграцию деятельности всех педагогических работников и  родителей.

Образовательный процесс в ДОУ организован в соответствии с требованиями, предъявляемыми ФГОС ДОО и направлен на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, предоставление равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка. Результатом осуществления образовательного процесса явилась качественная подготовка детей к обучению в школе.  Готовность дошкольника к обучению в школе характеризует достигнутый уровень психического развития до поступления в школу. Хорошие результаты достигнуты благодаря использованию в работе методов, способствующих развитию самостоятельности, познавательных интересов детей, созданию проблемно – поисковых ситуаций, использованию эффективных здоровьесберегающих технологий и обогащению развивающей предметно – пространственной среды.  Выполнение детьми программы осуществляется на хорошем уровне и в полном объеме.

Основной задачей мониторинга  детей   6-7 лет стояло определение готовности детей к школе: психологическая диагностика с целью выявления проблемных зон и их учета в дальнейшей образовательной деятельности, консультирование воспитателей и родителей по результатам диагностики.

Результаты психолого-педагогического обследования воспитанников подготовительных к школе группы, выпуск 2024-2025 уч. года

Диагностический инструментарий психологического обследования:

  1. методика Н. Н. Павловой «Экспресс-диагностика в детском саду: подготовительная группа»;
  2. тест М. Р. Гинзбург «Определение доминирующих мотивов учения»;
  3. тест С. В. Велиевой «Паровозик».

Весной 2025г. в подготовительных группах №4, №7 реализовано психолого-педагогическое обследование воспитанников, с целью определения уровня сформированности интеллектуальных и психоэмоциональных составляющих личностного формирования выпускников детского сада, наличия у них естественной школьной мотивации (готовности принять учебную деятельность как ведущую), сформированность иных параметров, составляющих внутреннюю позицию школьника. Важным аспектом, влияющим на восприятие информации педагогов, являлось понимание эмоционального благополучия детей и их потенциальный уровень личностного развития, что соответствует естественному стремлению к получению знаний (внутренней мотивации на выполнение уч. действий).

Результаты психолого-педагогического обследования групп воспитанников по диагностическому комплексу, приведенному выше:     

Подготовительные к школе группы

Уровень сформированности психических процессов

Эмоциональный фон

в группе

Ведущие мотивы

В, %

СР, %

Н, %

ППС, %

НПС Н, %

НПС С-В, %

Наличие уч. мотива, %

Иные мотивы (кризис), %

Группа №4

80

20

0

86

11

3

80

20

Группа №7

70

30

0

85

12

3

79

21

Итого по 2 группам

75

25

0

85,5

11,5

4

79,5

20,5

 

Вывод по результату диагностики 2 подготовительных групп воспитанников (56 чел.):

Интеллектуальное развитие детей соответствует возрастным нормативам выпускников дошкольного учреждения. У всех детей параметры психофизиологической зрелости (высокий, средний уровень) сформированы согласно возрастным нормам и стандартизированным показателям критериев психологической зрелости.
Средние показатели познавательного развития обусловлены тем, что некоторые дети частично достигли параметров психоэмоциональной зрелости в соответствии с возрастом (прим. – рожденные летом 2018г., на 01.09 им не исполнится 7.6 лет, т.е. психоэмоциональная перестройка на восприятие уч. деятельности, как ведущей, еще не наступит). Ввиду индивидуальных темпов развития воспитанников и наличия у части дошкольников речевых дефектов, следует учесть то, что им труднее было осваивать программу, нежели норматипичным сверстникам, показавшим высокий уровень сформированности психических процессов.
Эмоциональное состояние детей в группах оценивается как благоприятное. Небольшие отклонения от показателей эмоционально положительных оцениваются большей утомляемостью детей с ОВЗ к выполнению уч. нагрузок, недостаточным посещением ДОУ некоторых детей (прим. – им приходилось снова привыкать к условиям программы д/сада) а, также, конкретными временными показателями (прим. - физиология, социальные и внешние ситуации в день обследования, др.).
Ведущие мотивы у большинства детей с преобладанием учебного. Т.е., дети готовы к получению знаний и принятию позиции школьника. Воспитанники, у которых кризис возраста проходит более эмоционально или имеется психоэмоциональный перегруз (прим. - в связи с активным дополнительным развитием вне д/сада) показывают большее стремление к игре, отдыху, получению мотивов в соответствии с возрастными потребностями. Также, дети с психоэмоциональной незрелостью (прим. - в 1 группе – 2 чел.), показывают недостаточные мотивы учения, что естественно для данного периода развития личности воспитанников.

В 2024-2025 учебном году коррекционная работа осуществлялась в десяти группах комбинированной направленности  на основании заключений ПМПК и в соответствии с адаптированными образовательными программами для детей с ТНР и ЗПР.

 На основании приказа ППк ДОУ коррекционную помощь получали 103 детей с ОВЗ, из них 8 детей с задержкой психического развития и  95 детей с тяжелыми нарушениями речи.

Основными задачами коррекционной работы в соответствии с ФАОП являются следующие:

      • коррекция недостатков психофизического недоразвития обучающихся с ОВЗ;
      • обеспечение равных возможностей для детей с ОВЗ;
      • создание благоприятных условий для развития детей с ОВЗ;
      • объединение обучения и воспитания в единый процесс;
      • формирование общей культуры личности обучающихся с ОВЗ;
      • обеспечение психолого-педагогической поддержки семей с детьми с ОВЗ;
      • формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным особенностям детей с ОВЗ;

Диагностическое направление работы 

В рамках этого направления проводилось углубленное обследование детей с ОВЗ. В ходе обследования выявлялись индивидуальные особенности развития и причины возникновения проблем в развитии, определялись коррекционные методы обучения детей с ОВЗ.  Первичное  обследование позволило судить об уровне речевого и познавательного развития детей, о том на каком уровне сформированы коммуникативные и регулятивные универсальные действия. По результатам обследования были определены  основные направления, содержание и методы коррекционной работы, разработаны адаптированные образовательные программы.

Кроме этого, диагностическое обследование в ПМПК с согласия законных представителей прошли 48 детей 2-6 лет с целью выявления ограниченных возможностей здоровья и определения образовательного маршрута.

Коррекционно-развивающее направление

Коррекционно-развивающая работа осуществлялась на группах детей   2-3, 3-4, 4-5, 5-6, 6-7 лет на основании АОП ДО для ТНР, ЗПР.

В содержание данного направления входили следующие аспекты:

 - выбор оптимальных для развития ребенка коррекционных программ, методик и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;

 - организация и проведение индивидуальных и групповых (подгрупповых) занятия по коррекции нарушений устной и письменной речи, а также развитию коммуникативных навыков детей;

В рамках этого направления работы реализованы индивидуальные адаптированные образовательные  программы, составленные с учетом возраста и особенностей развития обучающихся, структуры дефекта, а так же оказание помощи педагогическому коллективу в индивидуализации развития, обучения и воспитания детей с ОВЗ.

Все занятия проводились в соответствии с перспективно-тематическим планированием и расписанием занятий.

Коррекционная  работа включала:

1.Совершенствование процессов слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификаций.

2.Развитие общей, ручной и артикуляционной моторики.

3.Коррекция нарушений дыхательной и голосовой функций.

4.Расширение объема импрессивной и экспрессивной речи и уточнение предметного, предикативного и адъективного компонентов словаря, ведение работы по формированию семантической структуры слова, организации семантических полей.

5.Совершенствование восприятия, дифференциации и навыков употребления детьми грамматических форм слова и словообразовательных моделей, различных типов синтаксических конструкций.

6.Совершенствование навыков связной речи детей.

7.Проведение работы по коррекции нарушений фонетической стороны речи, по развитию фонематических процессов.

Объем учебного материала соответствовал возрастным физиологическим нормативам, что позволяло избежать переутомления и дезадаптации дошкольников.

       Основной формой работы  была игровая деятельность, основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие занятия в соответствии с ФАОП ДОУ , насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями.

             В течение года все педагоги следили за речью детей и закрепляли речевые навыки, сформированные учителем-логопедом. Кроме того, все педагоги под руководством учителя-логопеда занимались  коррекционно-развивающей работой, участвовали в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов.

        По итогам коррекционной работы выпущены в школу 24 ребенка:

    22 детей с тяжелыми нарушениями речи:

- с чистой речью 20 детей

- со значительными улучшениями 2 ребенка, с рекомендациями законным представителям по контролю за автоматизацией поставленных звуков.

     2 ребенка  с задержкой психического развития с благоприятным прогнозом выпущены в массовую школу.

Законными представителям рекомендовано прохождение ребенком ПМПК на начальную ступень образования.

        79  детей 3-6 лет с ТНР, ЗПР продолжат коррекционное обучение согласно заключениям ПМПК.

Организационно-методическое направление работы

   В рамках этого направления осуществлялись следующие виды деятельности:

- разработка индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих программ (АОП);

 - оказание помощи воспитателям в составлении адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ, подборе дидактических и методических материалов к коррекционным занятиям;

-  ведение документации;

- повышение квалификации.

              На протяжении учебного года были оформлены следующие документы: речевые карты на каждого ребенка с речевыми нарушениями, перспективный и календарные планы работы, адаптированные образовательные программы, индивидуальные тетради на каждого ребенка, паспорт логопедического кабинета, журнал учёта посещаемости логопедических занятий, журнал взаимодействия с воспитателями,  годовой отчет о результатах коррекционного обучения.