×
Меню сайта

Инновационная деятельность в ДОУ

                                                 «Кто не  применяет новых средств, должен ждать новых бед».
                                                     /философ Френсис Бэкон/

Работаем по проектному методу

Аннотация инновационного проекта

Тема :  Проектная деятельность как средство формирования социокультурной среды дошкольного образовательного учреждения.

             Идея наших проектов посвящена реализации ФГОС дошкольного образования в части формирования социокультурной среды дошкольного образовательного учреждения в ходе проектной деятельности.    

    Актуальность формирования социокультурной среды в дошкольном образовательном учреждении определяется как законодательными и нормативными документами, регламентирующими деятельность в данном направлении (закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС дошкольного образования), так и реальным желанием участников образовательных отношений определять и контролировать качество образовательной услуги в дошкольном образовании.   Разработанные и реализованные нами, на протяжении ряда лет, разные по содержанию и видам проекты: образовательные, социально-значимые, сетевые, дают основания говорить о их первостепенном значении при формировании социокультурного пространства ДОУ.

Так, по мере развития проекта один переходил в другой, составляя непрерывный образовательный процесс. В образовательном пространстве детского сада были реализованы и продолжают развиваться такие проекты как, например, «Чистота дарует красоту, а красота спасет мир». Данный проект призван воспитывать у детей ответственное отношение к природе, к окружающему миру, людям. В последующем стали появляться подпроекты «Мы бумагу соберем, лес в России сбережем!» (сбор макулатуры); акция «По сбору использованных батареек»; акция «Зеленая ленточка».   Второй большой проект, который реализуется в нашем детском саду на протяжении двух лет – «Дорогою добра». Наши дети, сотрудники, родители, социальные партнёры принимают активное участие в подготовке и проведении благотворительных концертах, различных социально-значимых акциях. При этом решаются задачи сплочения семьи в процессе совместной деятельности, развитие партнёрских связей, происходит сплочение педагогического коллектива.  

Результатами данной деятельности стали:

  • - на уровне педагогов: изменение их ментальности, мотивации и ответственности за качество работы;
  • - на уровне воспитанников: личностное развитие, самостоятельность, ответственность, инициативность.
  • - на уровне родителей: получение качественной образовательной услуги, изменение отношения к детскому саду.
  • - на уровне социальных партнеров: повышение имиджа детского сада, изменения его статуса в социуме.

Стратегическая цель проекта: повышение качества образования дошкольников в рамках реализации ФГОС ДО через создания социокультурной среды дошкольного образовательного учреждения.

Конкретной целью является: создать в дошкольном образовательном учреждении социокультурную среду, ориентированную на духовно-нравственные ценности, как одно из главных условий повышения качества образования.   

          В целях создания социокультурной среды, в ДОУ была разработана модель управления, которая основана на  интегрированном проектном подходе. Структура проекта, таким образом, представляет собой единство управленческих, педагогических, социально-значимых проектов. 

Приоритетные направления деятельности дошкольного образовательного учреждения являются:

1. Управление качеством дошкольного образования.

2. Интеграция проектов в пространство образовательного процесса.

3. Безопасность образовательного процесса.

4.Создание условий для взаимодействия всех участников образовательного процесса, внедрение новых методов взаимодействия с семьей и социальными партнерами.

В ДОУ используется проектно-интегрированный метод управления, в связи с этим появляются обновленные  службы, в направлениях работы появляются новые формы и технологии развития ДОУ.


В условиях реформирования системы образования большое внимание уделяется использованию инновационных педагогических технологий, открывающих новые возможности для воспитания и обучения, способствующих развитию инициативы, творческой активности и самостоятельности ребёнка.

Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает. Как же поправить ситуацию? Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий.

Сегодня любое дошкольное учреждение в соответствии с принципом вариативности вправе выбрать свою модель образования и конструировать педагогический процесс на основе современных  идей и технологий. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности.
    Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.  В европейских языках слово «проект» заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза. В Новое время этот термин связывается с понятием «проблема».

Под методом проектов понимается совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов. Суть метода проектов - стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение некото¬рой суммой знаний, и через проектную деятельность, предус¬матривающую решение одной или целого ряда проблем, пока¬зать практическое применение полученных знаний. Таким образом, проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально – творческой деятельности; со¬вокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной дея¬тельности; способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
     Использование метода проектов в обучении дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования. Эта инновация признана одной из основных при реализации принципа непрерывности, преемственности  образования, что несомненно актуализирует задачу ее изучения и внедрения в образовательных учреждениях (как в детском саду, так и в начальных классах) .

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель(замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов .

Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью родителей.

В ходе осуществления проектной деятельности ребёнок ощущает себя субъектом, поскольку получает возможность экспериментировать, быть активным и самостоятельным, а педагог занимает позицию «рядом, вместе» с ребенком, становясь организатором его деятельности. Метод проектов позволяет развивать познавательный интерес к различным областям знаний, формировать коммуникативные навыки и нравственные качества дошкольников. Именно этим обуславливается актуальность и необходимость использования метода проектов в современном образовательном процессе.

Сборник  Материалов межрегиональной научно- практической конференции "Реализация Стратегии развития воспитания в РФ: дискуссионное пространство", где представлена статья заведующей детский садом Зарубиной Н.Г. "Социокультурная  среда как ведущий фактор воспитательного воздействия  на воспитанников ДОО и ее формирование".

Сборник выпущен при поддержке  Центра социализации, воспитания и неформального образования ФГАУ "Федеральный институт развития образования", под научным руководством кандидата педагогических наук, доцента С.В. Кузьмина, г. Иваново.

МДОУ «Детский сад № 12» выпустил  учебно – методическое пособие  под научным руководством кандидата  педагогических наук, доцента  С.В. Кузьмина  «Проектная деятельность как средство формирования социокультурной среды  дошкольного образовательного учреждения» /Н.Г. Зарубина, О.В. Давыдова, И.В. Суратова, И.Н. Лобода./Департамент образования мэрии города Ярославля, 2015 г./

Учебно-методическое пособие посвящено реализации ФГОС до­школьного образования в части формирования социокультурной сре­ды дошкольного образовательного учреждения в ходе проектной дея­тельности. Пособие представляет собой описание многолетнего опыта проектной деятельности МДОУ «Детский сад № 12» г. Ярославля. Приводятся реальные проекты, созданные и реализованные педагоги­ческим коллективом за последние годы. Пособие разработано с целью оказания помощи руководителям и педагогическим коллективам дошкольных образовательных учрежде­ний при подготовке и реализации проектов различной направленно­сти, используемые при формировании социокультурной среды ДОУ. Пособие может быть использовано и в системе повышения ква­лификации и переподготовки педагогических и руководящих кадров системы образования при разработке и проведении курсов соответ­ствующей тематики.

В сборнике материалов  межрегиональной научно- практической конференции 26-27 января 2015 года  «Внедрение ФГОС общего и профессионального образования: опыт и перспективы» выпущенным  под редакцией Департамента образования Ивановской области и Институтом развития образования Ивановской области, опубликованы  статьи :

  1. Зарубина Н.Г. «Проектная деятельность как механизм  развития детско- взрослой общности в условиях реализации ФГОС дошкольного образования».
  2. Суратова И.В.,  Давыдова О.В. «Опыт  социокультурной  проектной деятельности по духовно-нравственному воспитанию  дошкольников  при реализации ФГОС дошкольного образования».

Презентация: Мастер- класс "Проектная деятельность в формировании социокультурной среды ДОУ".

Презентация:"ЛЭПБУК – разновидность метода проекта" – материалы по мастер-классу в  г. Тутаев(просмотр)"/

Презентация "Проектный метод в ДОУ"(просмотр)"/

Основные аспекты  в управлении ДОУ(просмотр)"/


Международная программа "Эко-школы/Зеленый флаг"

Программа Эко-школы, направленная на экологическое образование, менеджмент и сертификацию образовательных учреждений, проводится на четырёх континентах Международной организацией по экологическому образованию (Foundation for Environmental Education - FEE). 
В России программа начала действовать с 2004 года, национальным координатором программы является Ольга Георгиевна Мадисон, сопредседатель Санкт-Петербургской общественной организации «Санкт-Петербург за экологию Балтики», а сама программа в России называется «Эко-школы/Зелёный флаг».

Программа способствует воспитанию подрастающего поколения, осознающего свою ответственность за сохранение окружающей среды и приумножение её богатств, умеющего работать в команде и участвовать в принятии решений, способствующих постепенному переходу региона (а в дальнейшем страны в целом) на путь устойчивого развития. Поэтому в официальном Меморандуме о взаимопонимании с UNEP (Экологической программой ООН) программа Эко-школы названа моделью образования для устойчивого развития.
По результатам работы вручается Зелёный флаг и Международный сертификат качества. Зелёный флаг – это престижный европейский символ, который присуждается ежегодно участникам программы по результатам отчетов. Наличие Зеленого флага указывает на то, что образовательное учреждение успешно выполнило условия программы и снижает свое воздействие на природу. Зачастую Зелёный флаг рассматривают как сертификат качества экологического образования в интересах устойчивого развития.

В дошкольном возрасте дети проявляют большой интерес к объектам природы и легко усваивают разнообразную информацию, если она их привлекает. Главные аспекты работы педагога с детьми- разнообразие видов деятельности, интегрированный подход в обучении, способствующий формированию не только экологически грамотного, но и всесторонне развитого человека.

Дошкольники должны понимать причины необходимости сохранения всех без исключения видов животных и растений. У ребенка формируется активная позицию, желание изменить что- либо вокруг себя в лучшую сторону ( хотя бы не бросать мусор на улице). Ребенок  понимает свою ответственность за состояние окружающей среды.

Задачи работы по программе «Эко-школы/Зеленый флаг»:

  1. Формирование навыков экологической культуры, активную жизненную позицию всех участников образовательного процесс.
  2. Вовлечение родителей, социальных партнеров в обсуждение актуальных экологических проблем современного мира.
  3. Воспитание у дошкольников и их родителей  бережного отношения к природе.
  4. Развитие творческих способностей.

Методология Международной программы "Эко-школы/Зеленый флаг"(просмотр)"/

Опыт работы детского сада в рамках работы Международной программы "Эко-школы/Зеленый флаг"(просмотр)"/